Локализация продукции: что это такое и почему она важна

Локализация продукции: что это такое и почему она важна

Россия – государство с огромными ресурсами и привлекательное направление для иностранных инвестиций. Многие компании на ее территории занимаются локализацией производства (ЛП). Российское правительство работает над созданием благоприятной правовой среды для инвестирования и конкурентоспособных производств в каждой ключевой отрасли промышленного сектора. 

Что такое локализация и зачем она нужна

Локализация продукции нужна для того, чтобы адаптировать и производить товары на местном уровне в соответствии с требованиями рынка. Другими словами, компании занимаются созданием продуктов не только с соблюдением стандартов и потребностей местных потребителей, но и с использованием ресурсов этого региона.

Ярким примером является локализации производства автомобилестроения. Речь идет о выпуске каких-либо деталей или частей авто на территории той же страны, где осуществляют сборку. Развивать местное содержание выгодно сразу нескольким сторонам: государству, бизнес-производителю и конечному покупателю.

В чём выгода 

Преимущества для компании-производителя:

  1. Экономия. Размещение производственного процесса в регионе сборки позволяет сэкономить. Речь идет о снижении транспортных издержек – перевоз грузов внутри страны существенно дешевле в сравнении с ввозом их из заграницы.
  2. Высокая конкурентоспособность. Благодаря экономии снижается ценник конечного продукта, а, значит, происходит повышение конкурентоспособности товара на рынке.

Для покупателей выгода в возможности приобретать более дешевый товар, а для населения – в создании новых рабочих мест.

Выгоды для государства:

  1. Повышение стабильности за счет формирования новых рабочих мест.
  2. Уплата налогов от компаний, которые будут выпускать новые детали.
  3. Развитие человеческого капитала. У специалистов накапливается нужный опыт и повышается личная экспертиза для работы над новыми проектами в будущем.

Как осуществить локализацию в России

Локализация в России

Формально все условия находятся в нормативной документации – список является отраслевым. Из-за того, что производство размещено на муниципальных/региональных территориях, местные власти наделены полномочиями добавлять новые требования. При этом зарубежный партнер может получить хорошие льготы и преимущества.

ЛП ведут не всегда верно. Так как в большинстве районов не лимитированы муниципальные и региональные границы, в законодательстве РФ есть противоречия.

Чтобы признать ЛП состоявшейся, обращают внимание на уровень выпуска, который взаимосвязан с производственной деятельностью, а также атласом ее технокарт. При этом объем выпущенных комплектующих может испытывать колебания в широком диапазоне, что зависит от экономических потребностей определенного государства.

Важная роль отводится кооперативным связям с российскими производителями, а также состоянию конкуренции на рынке. В частности это касается рынка пищевой промышленности, где находится большинство крупнейших зарубежных компаний по типу Danone, Hochland, PepsiCo. Уровень этого процесса является весомым пунктом соглашений, по которому зарубежные производители обязаны производить изделия в России. Многие из них постепенно доводят его до 60%.

Насколько полезна и трудна локализация продукции?

В РФ локализация все еще считается исключением, а не правилом создания стратегий по развитию отраслей, в отличии, например, от Китая.

С одной стороны, отставание этого процесса вытекает из осторожности в работе экстенсиверов и серьезных изъянов бизнес-климата страны. Общественные компании по типу «Деловой России», ТПП РФ активно занимаются разработкой предложений по улучшению этого климата, уменьшению давления со стороны администрации на бизнес и направляют их в высшие органы государственного управления.

С другой стороны, процесс заторможен из-за автаркической ориентации федерального и территориального управления. Отголоски исторического груза формирования в СССР закрытых обществ и экономики продолжают преобладать над умами. Особенно консервативный взгляд в развитии экономической деятельности замечен в регионах. Федеральный властям даже пришлось добавить в KPI губернаторов объем привлечения на территорию региона зарубежных инвестиций. А локализация по сути также является инвестиционным процессом. Передовыми же считаются Калужская, Ульяновская, Ленинградская. При этом быстрое обновление кадров в губернаторском корпусе все же указывает на постепенную смену идей и понятий по стимулированию развития экономики в областях.

Успех ЛП замечен у автопроизводителей. При этом стимулом стала поддержка отрасли государством. Речь идет о льготном автокредитовании и программе обновления автомобильного парка. 

Также положительный опыт показали итальянские производители бытовой электротехники: им удалось создать на территории Липецка кластер, объединивший российских производителей с итальянскими.

Нидерланскому автогиганту DAF посчастливилось разместить собственное производство в РФ еще 5 лет назад. Корпорация из Китая Dalian Machine Tool Group занимается локализацией выпускаемых токарных станков на подмосковном заводе «Газдевайс». Не отстают и фармацевты – они образовали похожий кластер в Калуге.

В сферах пищевой промышленности, торговых сетей, банковских системах также был замечен успешный опыт.

Торговая сеть

Власти планируют продолжать улучшать ситуацию – они уже утвердили введение 12 бизнес-моделей для регионов, которые будут поднимать оценку бизнес-климата в РФ. Также вводят в действие новые формы хозяйственной деятельности, например, статус территории опережающего развития/промкластера. Также обсуждают возможность возвращать предприятиям, которые локализуют производство в РФ, НДС при реэкспорте.

Трудности при реализации ЛП иностранными компаниями:

  1. Погрешности в расчете бизнес-плана проекта.
  2. Неверно прогнозируемые коррективы вовне – от масштабного до локального уровня.
  3. Ошибки в генеральной постановке целей.

При этом условия, сформированные в РФ для ЛП зарубежных фирм, недостаточно благоприятствуют большому использованию данной формы инвестстратегии. Факторы кризиса могли бы стать стимулом для активизации ЛП в стейкхолдеровских программах и территориальных системах. Но пока это не происходит из-за политвмешательства в работу рынков, в особенности, из-за санкций.

Требования к локализации

Для разных промотраслей действуют различные критерии. Все они указаны в правительственном постановлении РФ №719.

Обычно у производителей есть обязательство – от них требуют выполнения технологических и производственных операций. Однако условия для какого-либо вида продукции нужно проверять индивидуально. Также в отношении их действует условие по соблюдению определенного % использования иностранных составляющих.

Изделия со статусом «Made in Russia» попадают в реестр промпродукции от Минпромторга. Этот реестр доступен в ГИСП. Если какого-либо вида нет в постановлении, то страну происхождения определяют по Правилам СНГ 2009 года. Указанные правила подтверждают, что продукцию произвели в России при ее достаточной переработке на этой территории. 

Правила СНГ 2009 года базируются на кодах товарной номенклатуры внешнеэкономдеятельности. Согласно им, некоторые операции должны выполняться в РФ, а при производственной деятельности можно использовать только определенный % иностранных составляющих.

Меры поддержки локализации

Вся поддержка делится на группы:

  1. Благоприятные рамочные условия для инвестиционных вложений в промпроизводство.
  2. Финансовая поддержка.
  3. Мотивация путем госзакупок.
  4. Консультации.

В фокусе государственной политики в отношении ЛП стоит улучшение инвестиционного климата, в том числе благодаря поддержке инвестиционной активности в регионах. Россия успешно продвигается в создании зон с особым правовым статусом для развития промышленности, таких как особые экономзоны, территории опережающего развития и индустриальные парки.

Меры поддержки

Кроме того, государственная инициатива активно поддерживается через предоставление налоговых льгот и субсидий как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, это включает пониженные ставки налога на прибыль и имущественного налога, а также компенсацию части затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство и сбыт продукции.

Какие отрасли уже локализованы

  1. Фармацевтическая промышленность.
  2. Медицинская техника.
  3. Автомобилестроение и сельхозтехника.
  4. Машиностроение.

Подтверждение продукции в качестве «Made in Russia»

Акт экспертизы ТПП

Чтобы подтвердить, что продукция подходит по требованиям под локализацию, необходимо пройти экспертизу ТПП (торгово-промышленная палата). Она может быть федеральной или региональной. Для прохождения нужно подать заявку на сайте ГИСП и предоставить документы по производству. Обычно экспертизу проводят на основании предоставленной документации, но ТПП может проверить процессы на предприятии.

Сертификат СТ-1

Если промпродукции нет в списке «закона о локализации» – Постановления №719, нужно пользоваться Правилами СНГ 2009 года. Именно по ним можно оформить сертификат СТ-1. Чтобы его получить, обратитесь в ТПП, подайте запрос на сайте ГИСП и предоставьте документацию, предусмотренную в положении о порядке выдачи сертификатов.

Специальный инвестконтракт

Чтобы получить подтверждение «Made in Russia» в рамках специнвестконтракта (СПИК), подайте заявление в Минпромторг РФ. Благодаря такому контракту вы получите отлагательное требование соответствовать условиям по локализации сроком на 3 года. При это от инвестора требуется поэтапно (не больше трех лет с момента производства) осуществлять операции технологического и производственного типа в соответствии с постановлением №719 и Правилами СНГ 2009.

Примеры локализации китайских товаров в России

Смартфоны Xiaomi

Компании удалось успешно адаптировать смартфоны для рынка РФ. Она предложила модели, в которые есть поддержка русского языка, интеграция с российскими онлайн-сервисами и приложениями. Бонусом ко всему идут гарантия обслуживания и сервисцентры для клиентов из России. Также на упаковках или в рекламе вы можете увидеть кириллицу и русский язык.

Бытовая техника Haier

Компания сумела адаптировать свою продукцию под россиян. Она предлагает бытовую технику с русскими названиями и инструкциями с учетом особенностей эксплуатации – климата и стандартов электроснабжения России.

Товары на AliExpress и JD.com

Онлайн-сервисы предоставили переведенные версии своих сайтов и мобприложений, и возможность русским селлерам размещать продукцию на платформе. Маркетологи из Китая также работают над сменой наименования и описания товаров для их большего понимания и привлекательности для покупателей из России.
Успех и всемирную популярность этим компания удалось получить за счет успешной стратегии локализации. Этот подход позволяет учитывать интересы разных культур, регионов. При его успешном применении можно добиться устойчивости на международном рынке.

Получите бесплатную консультацию

callback-background

Подкаст DV Business

Подкаст DV Business - это погружение в мир технологических компаний, где мы изучаем суть технологий, их функционирование и тех, кто стоит за их созданием

Смотрите и слушайте подкаст в удобном формате

Читать еще

смотреть все
Поддержка отечественных производителей: что это и как работает в 2024 году
28 ноября 2024
Поддержка отечественных производителей: что это и как работает в 2024 году
Реализация программы по поддержке отечественных производителей, развивающих импортозаместительные производства, началась почти 10 лет назад, когда Европа ввела первые ограничительные меры. Однако с 2022 года масштабы...
Что дает включение в Реестр МТК
26 ноября 2024
Что дает включение в Реестр МТК
Включение в Реестр малых технологических компаний (МТК) позволит организациям, подходящим по критериям отбора, попасть в программу адресной господдержки, воспользоваться льготами при уплате налогов, получить доступ...
Все о налоговой оптимизации и налоговом планировании в организациях
25 ноября 2024
Все о налоговой оптимизации и налоговом планировании в организациях
В законодательстве отсутствует определение налогового планирования. Но есть понятие «налоговой оптимизации», подразумевающей целенаправленные, не запрещённые законом действия плательщика для более эффективного применения положений НК и...