Как устроено налоговое сопровождение бизнеса и зачем оно нужно

Как устроено налоговое сопровождение бизнеса и зачем оно нужно

Налоговое сопровождение бизнеса – это вид деятельности, направленный на планирование, оптимизацию, а также выплату налоговых обязательств. Такие услуги оказывают специализированные компании или индивидуальные советники, имеющие соответствующую аттестацию.

Для чего нужно

Российское налоговое законодательство включает множество положений, требований, норм. Чтобы за всем уследить и не нарушить закон, необходим опыт. Но даже у бухгалтеров с большим стажем нередко возникают сложности с трактовкой того или иного положения. Ситуация усложняется из-за частых изменений, дополнений нормативов. Разобраться во всех тонкостях и нововведениях может только эксперт с узкой налоговой специализацией. Но таких должностей в большинстве компаний не существует, поэтому им приходится привлекать сторонних советников.

Советник по налогам:

  • поможет сформировать налоговую базу;
  • составит отчёт;
  • подскажет, какими льготами и субсидиями можно воспользоваться.

Грамотное консультирование убережёт компанию от ошибок в отчётности и штрафов, а в отдалённой перспективе поможет оптимизировать затраты, повысить доходность.

Налоговое консультирование: отличительные черты

Налоговое консультирование
  1. Услуги консультантов регулируются договором, который заключается между двумя сторонами. В нём указываются права и обязанности заказчика и исполнителя.
  2. Предоставление консультационных услуг – платный вид деятельности. Обязательства заказчика по оплате прописываются в договоре.
  3. Задача консультанта – снижение рисков, а также повышение эффективности работы предприятия. Для этого он должен проанализировать текущее положения дел, предоставить рекомендации и варианты решений имеющихся проблем.
  4. За невыполнение обязательств перед заказчиком, срыв сроков или противоправные действия аккредитованного советника по налогам привлекут к ответственности. Это положение закреплено в должностных обязанностях, утверждённых Минтруда.

В чём разница между налоговым консалтингом и аудитом

И консультант, и аудитор проводят проверку документации и выявляют проблемы и ошибки. Однако на этом сходство их работы заканчивается. Аудитор – это независимый проверяющий, который после проверки только выдаёт её результат. Решения по устранению выявленных проблем принимает руководитель компании. При этом аудитор не вправе давать советы.

Налоговый консалтинг

В обязанности консультанта, напротив, входит разработка стратегий и решений по устранению нарушений. Именно для этого его и приглашают. Разовая услуга предполагает обсуждение и поиск решения для одной или нескольких конкретных задач. Долговременное сотрудничество чаще направлено на оптимизацию налоговых выплат и включает ряд стандартных процедур:

  • анализ положения дел;
  • оценка ситуации по каждому вопросу;
  • прогнозирование;
  • разработка стратегии по решению проблем.

В зависимости от тяжести положения эксперт может провести комплексную проверку бухгалтерской, а также налоговой отчётности и помочь исправить нарушения, недочёты. Но бывают случаи, когда всю систему приходится переделывать с нуля.

Что входит в услугу консультирования по налогам

Процесс предполагает активное сотрудничество обеих сторон – заказчика и исполнителя. Услуга может быть разовой или долговременной, эти моменты прописываются в договоре. Долговременное сотрудничество предоставляется в виде:

Консультирование по налогам
  • консультирования по вопросам заполнения отчётов, применения льгот и налоговых преференций;
  • разработки и сопровождения годового финансового плана;
  • выбора системы налогообложения;
  • содействия при возникновении споров с ФНС, например, когда нужно вернуть переплату или отменить неправомерное решение;
  • обслуживания сделок;
  • помощи при взыскании компенсаций за причинённые убытки;
  • сопровождения при прохождении выездных проверок ФНС;
  • ведении налогового учёта, включающего сбор, а также систематизацию данных;
  • участия в судебных заседаниях от имени компании в качестве доверенного лица.

Модели налогового консалтинга

Экспертная

Заказчик сам определяет проблему. Затем приглашает эксперта, предоставляет необходимую документацию.

Налоговый консалтинг

Представитель консалтингового агентства:

  • проводит экспертную проверку документов;
  • даёт советы и рекомендации;
  • при необходимости проводит встречу с сотрудниками, где отвечает на вопросы и разъясняет непонятные положения.

На этом работа эксперта заканчивается. Реализацией советов занимается руководитель компании и его сотрудники.

Такой вид помощи занимает немного времени, но эффективен только в простых ситуациях. Если проблемы серьёзные, то одноразовой проверки будет недостаточно. 

Проектная

Заказчик также предоставляет документацию для анализа. Но задача эксперта более широкая: он должен не просто изучить ситуацию, но разработать рекомендации. Однако внедрять их клиент будет самостоятельно. Опасность этого метода заключается в том, что клиент может неверно истолковать советы и допустить ошибки на стадии их реализации.

Процессная

Сотрудничество

Наиболее эффективная модель, предполагающая долговременное двустороннее сотрудничество под руководством эксперта. Заказчик и исполнитель с самого начала вместе анализируют ситуацию, изучают документацию, ищут решения, а затем внедряют их.

Обучающая

Эта модель сотрудничества применяется, если руководство компании хочет само получить новые знания или обучить сотрудников, участвуя в образовательной программе. Здесь роль консультанта ограничивается передачей знаний – теоретических и практических. С этой целью он будет проводить лекции, консультации, семинары, тренинги. Эксперт не решает никаких текущих проблем, но может скорректировать программу под конкретные требования клиента. Такой вид консалтинга очень полезен, поскольку сотрудники получают не только новые теоретические знания, но и обучаются приёмам взаимодействия с ФСН.

Этапы налогового консалтинга

  1. Подготовительный. Стороны проводят встречу, на которой обсуждают возникшую проблему и условия сотрудничества, подписывают договор.
  2. Диагностический. Эксперт изучает документы. Задача этого этапа – установить причину проблемы. Она может быть технологической или информационной. Но нередко проблемы в фирме начинаются в результате неправильной организации труда, слабого или чересчур авторитарного управления, плохого психологического климата. Это не всегда очевидно, но опытный человек со стороны сразу обратит на это внимание.
  3. Планирование изменений. Когда получены результаты диагностики, переходят к поиску решений и разработке плана по их внедрению. Эксперт предлагает несколько вариантов переустройства работы, но выбор делает руководитель. Затем стороны совместно разрабатывают стратегию, составляют поэтапный план, готовят документы.
  4. Внедрение – это практическая часть работы, которую проводят по графику, разработанному на предыдущем этапе. Чтобы добиться успеха, необходимо много времени уделить работе с персоналом: объяснить необходимость переустройства работы, показать выгоды, разработать план мотивации сотрудников, чтобы они быстрее включились в процесс.
  5. Подведение итогов. Чтобы определить, насколько эффективно прошёл процесс  оптимизации, сравнивают задачи, зафиксированные в плане, с достигнутыми результатами. При возникновении несоответствий, отклонений потребуется установить их причины и внести поправки.
Составление плана

Для каждого этапа пишется отдельный план, а по его завершении клиенту предоставляется промежуточный отчёт с результатам. Когда процесс переустройства полностью завершён, эксперт пишет заключительный отчёт, в котором указывает все достижения. У заказчика в результате сотрудничества должны появиться:

  • отлаженная схема работы с налоговой отчётностью;
  • методы оценки эффективности налогообложения;
  • новые знания и инструменты для самостоятельного решения повседневных задач.

Как выбрать консультанта по налогам

По закону услуги налогового консалтинга вправе предоставлять профильные компании или индивидуальные предприниматели. Однако просто так заняться консультированием нельзя: прежде необходимо сдать квалификационный госэкзамен и получить диплом с подтверждением уровня квалификации:

  • начальной;
  • высокой;
  • высшей.

Кроме этого, существуют должностные обязанности консультанта по налогам, они закреплены в Постановлении Минтруда № 57 от 04.08.2000.

Специалист в области налогообложения

Вот несколько правил, которые помогут выбрать грамотного советника в области налогообложения:

  1. Убедитесь, что у кандидата имеется диплом, подтверждающий его квалификацию.
  2. Выясните, является ли претендент членом Палаты налоговых консультантов. Членство можно расценивать как гарантию высокой квалификации и добропорядочности.
  3. Найти специалиста можно традиционным способом по совету знакомых или обратившись в Единый аттестационный реестр, который ведётся членами Палаты консультантов. Сейчас в реестр внесено более 4000 имён.
  4. Наличие публикаций – это ещё одно подтверждение высокой квалификации.
  5. Чтобы оценить опыт претендента, поинтересуйтесь отзывами о его работе. У многих есть страницы в соцсетях.
  6. Выбрав кандидата, не заключайте сразу договор о долгосрочном сотрудничестве. Подпишите соглашение о небольшой одноразовой консультации. Так вы сможете оценить, как человек работает, убедиться, что вам психологически комфортно в его присутствии.

Налоговое сопровождение бизнеса – это не роскошь, а способ избежать ошибок, которые в дальнейшем могут дорого обойтись, возможность оптимизировать работу компании, а также увеличить доходность.

Получите бесплатную консультацию

callback-background

Читать еще

смотреть все
Грядут изменения в налогообложении IT-компаний
13 июня 2024
Грядут изменения в налогообложении IT-компаний
В начале следующего года в действие вступят изменения относительно налогообложения компаний в сфере интернет технологий. Если ранее ставка составляла 3%, то теперь она повышена до...
Что такое маркетинговые исследования и зачем они нужны
13 июня 2024
Что такое маркетинговые исследования и зачем они нужны
В понятие маркетинга можно включить разные направления, например, рекламные кампании, работы по анализу рынка, укреплению репутации компании. Для успешного выстраивания рекламных стратегий также требуется проводить...
Как товару попасть в Реестр промышленной продукции и что это даст
13 июня 2024
Как товару попасть в Реестр промышленной продукции и что это даст
Чтобы дать возможность отечественной промышленности расти и развиваться, был организован Реестр промышленной продукции. Это, своего рода, перечень, в который вносятся продукты, изготовлены на территории страны....