Включение ПО в Реестр: требования к документам и ошибки заявителей

Включение ПО в Реестр: требования к документам и ошибки заявителей

Разработка независимого от зарубежных корпораций софта поощряется государством и поэтому имеет ряд преимуществ. Для подтверждения своих достижений необходимо включение ПО в реестр, специально созданный Министерством цифрового развития РФ. 

Зачем вносить программу в реестр отечественного ПО

Включенные в реестр компании в первую очередь получают официальное подтверждение чистоты продукта. Он надежный, автономный, функциональный, не содержит вирусных цепочек в коде, не зависит от зарубежных ресурсов, полностью готов к работе на территории РФ. Кроме этого, компании, включившие свой продукт в Реестр, получают следующие преференции:

  1. Шансы на государственные субсидии и гранты, в сумме от 20 до 300 млн. руб. А благодаря мерам поддержки от Российского фонда развития информационных технологий, внесенные в реестр программу, смогут реализовывать свое ПО со скидкой 50% без всяких потерь для себя, разницу компенсирует фонд. 
  2. Льготное налогообложение. Компания освобождается от НДС, налог на прибыль составит 0%, а страховые взносы в Фонды – 7,6%. Поощрительные меры касается любых продуктов, в том числе реализуемых по схеме Software as a Service, а также видео- и аудиосервисов, образовательных и рекламных платформ, хотя согласно общим правилам, указанным в Налоговом Кодексе, они не могут иметь налог на прибыль в 0%.
  3. Возможность получать заказы через государственные тендеры. 
  4. Упрощенный порядок аккредитации. Сегодня данная процедура сложна, требует от компании соответствия десяткам условий, в том числе нужно соблюсти требование платить сотрудникам заработную плату, равную или выше средней по региону или стране, что не всегда легко для начинающих. Включение в реестр избавляет от ограничения. 

Существуют также прогнозы о том, что данный список будет расширяться. Государство заинтересовано в развитие сектора.

Как попасть в реестр: требования к документам, правила, особенности регистрации

Чтобы попасть в реестр, компания и ее продукт должны отвечать ряду требований:

  1. Не менее 50% уставного капитала коммерческой компании принадлежит гражданам РФ.
  2. Либо компания является российским некоммерческим, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
  3. Компания вложила на любые цели в иностранные государства не больше 30% от своей выручки.
  4. ПО не содержит любой информации, подпадающей под понятие «государственная тайна».
  5. ПО содержит компоненты только отечественного происхождения, либо зарубежные с неограниченным использованием на территории России. Не зависит от любых иностранных компонентов.
  6. Представляет собой законченный продукт, пригодный для установки на компьютер или смартфон. Облачные технологии и сервисы в реестр не вносятся, как и продукты, находящиеся на стадии разработки, демоверсии и продукты, не дошедшие до стадии продаж.
  7. Если ПО представляет собой приложение к основной программа, базовая программа должна быть внесена в реестр.

Подать заявку может физическое лицо, ИП, организация.

Вносят ПО в виде одной реестровой или нескольких реестровых записей, второе оправдано для модульного продукта, части которого могут поставляться отдельно. Обновления регистрировать не нужно, за исключением ситуаций, когда внесенные изменения качественно меняют продукт.

Заполнение заявки и пакета документов

Сбор документов

Этапы регистрации:

  1. Сбор пакета документов.
  2. Подача заявки.
  3. Прохождение автоматической проверки.
  4. Профессиональная экспертиза продукта и документации.
  5. Обратная связь от специалистов ведомства.
  6. Голосование экспертной комиссии и вынесения решения о включении ПО в Реестр.

Решение принимается в течение 45 рабочих дней с подачи заявки.

Необходимые документы для включения в реестр:

  1. Устав компании. Для физических лиц – паспортные данные, ИНН. Если заявку отправляет не руководитель организации, нужна доверенность.
  2. Информация о владельцах и собственниках: выписка из реестра акционеров, выписка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении генерального директора.
  3. Свидетельство о регистрации продукта в Роспатенте.
  4. Документы, подтверждающие право собственности на ПО, например, лицензионные договоры, и сведения по отчислениям по ним, если используются сторонние модули. В реестр не включаются копии зарубежного ПО, поэтому должна присутствовать вся документация, подтверждающая исключительные права. Это могут подтвердить, помимо свидетельства, различные договоры с авторами, технические задания.
  5. Техническая документация на ПО с описанием его характеристик, функционала, необходимых условий для его установки, эксплуатации, поддержки, данные о домене, инструкция по установке, описание жизненного цикла, руководство пользователя. 
  6. Организационная документация на продукт: приказ о разработке, техническое задание, акт ввода в эксплуатацию.
  7. Финансовая отчетность для подтверждения преимущества российской составляющей в выручке.
  8. Ссылка для скачивания и на сайт с предложением к покупке. В виде дистрибутива на отдельном физическом носителе ПО не принимается. Если ПО предназначено для работы на специфическом оборудовании, предоставляется демоверсия. 

А также потребуется учетная запись продвинутого уровня на Госуслугах и сертификат ключа ЭЦП. Подтвердить свою запись и получить доступ ко всем сервисам можно через банк, Почту РФ, в центрах обслуживания и при помощи электронной подписи. Ключ – только в удостоверяющем центре. На свой компьютер соискатель должен будет установить специальное ПО для использования электронной подписи. Если документация на продукт представлена на иностранном языке, потребуется заверенный перевод. Пакет документов может варьироваться в зависимости от ситуации.

Если ПО представляет собой комплекс модулей, которые вносятся в реестр отдельно, на каждый модуль нужен отдельный пакет технической и правовой документации.

Заявление подается в личном кабинете на сайте reestr.digital.gov.ru. Внимательное отношение к заполнению заявки – одна из гарантий успеха. Все данные должны быть чистыми, без искажений. Нехватка не так опасна, как введение в заблуждение, в первом случае еще будет возможность внести недостаточные сведения, во втором с большой вероятностью последует отказ и подать повторную заявку можно будет только через год. Заявление заполняется на 12 страницах, все обязательные поля выделены красными пометками, часть полей предназначена для загрузки документов. Этапы заполнения:

  1. Выбрать тип реестра, российский или страны ЕАЭС.
  2. Определиться с кодом. Классификатор Минцифры содержит 12 разделов, в каждом из которых от 5 до 23 категорий.
  3. Заполнить описание продукта.
  4. Прикрепить техническую документацию на продукт, документы, подтверждающие права собственности на него.
  5. Указать ссылку для тестирования, привести все данные для входа (пароли, ключи, удаленный доступ к серверу, если это SaaS-приложение).
  6. Прикрепить все финансовые документы.
  7. Заполнить поля, касающиеся вопросов поддержки и обслуживания продукта. Здесь же нужно привести контакты лиц, ответственных за обновления или техническую поддержку.

На техническую экспертизу потребуется 30 календарных дней, в ходе проверки эксперты могут запросить дополнительную информацию. Экспертное заключение будет содержать выводы о соответствии продукта законодательным требованиям. Это итоговый документ, на основании которого совет экспертов будет принимать решение о включении программы в реестр. На решение, результатом которого станет документ поручение, отводится 10 дней. Оба документа, и экспертное заключение, и поручение, появятся на сайте реестра в открытой публикации. 

Основания для отказа во внесении в реестр Минцифры и ошибки заявителей

Прием документов

Есть три основных блока причин для отказа:

  1. Заявка и пакет документов не соответствуют требованиям. Пакет документов не полный, есть ошибки в заполнении, не хватает сведений. Возможны ситуации, когда собственник внес новые данные в ЕГРЮЛ перед подачей заявки, а сведения обновились как раз перед автоматизированной проверкой сведений, указанных в пакете документе. Возникло расхождение, хотя формально заявитель указал все верно. Причиной итогового отказа также может стать несвоевременный ответ на сообщения экспертов. В ходе проверки они могут запрашивать различные дополнительные сведения. Если эти сведения не поступят, пакет документов признается недостаточным. Важно уделить внимание списку компонентов, которые использовались при разработке ПО. Эксперты должны проверить продукт на независимость от зарубежного ПО и правовую чистоту, поэтому недостаток данных о компонентах может стать причиной отказа.
  2. Программа не может функционировать. Например, ПО использует зарубежные компоненты, которые в связи с условиями их распространения на территории РФ могут признаваться лишь как условно рабочие. Чтобы избежать отказа по этому поводу, следует проверять всю лицензионную и экспортную документацию на любые компоненты. Если продукт опирается на зарубежные платные базы данные или сервера, отказ почти неизбежен. Также причиной может стать то, что эксперты не могут получить доступ к ПО, из-за неточности в инструкции, устаревшей ссылки, неверных ключей, паролей для входа и др.  Частой причиной отказа является регионозависимость продукта. Он должен работать одинаково хорошо в любых частях России, в том числе в Крыму.
  3. В течение года до заявления соискатель уже получил отказ в связи с предоставлением подложных или недостоверных сведений.

Причина отказа указывается в личном кабинете в течение 5 дней с момента подачи заявки. Если причины поддаются переработке и исправлению за 20 дней, заявитель можно подать повторную заявку.  В противном случае заявку можно будет отправить снова через год.

Чем может помочь специалист «DV Consulting»

Все инструкции по внесению новых программных продуктов в реестр доступны, находятся в открытом доступе. Тем не менее, самостоятельное внесение – достаточно хлопотная процедура:

  1. На полный цикл всех мероприятий, сбор документов, обратную связь, утверждение, внесение правок, потребуется от 2 месяцев до полугода.
  2. Есть множество правовых нюансов, касающихся интеллектуальной собственности, и технических особенностей продукта, поэтому желательно, чтобы заявитель имел компетенции в обеих областях. Обычно в компании задача внести софт в реестр поручается юристу, который не владеет технической составляющей, или этим занимается сам разработчик, который слабо ориентируется в юридических тонкостях.
  3. Требования к заявителям достаточно строгие, в 2022 году только 17% заявок прошли проверку Министерства. Внесение правок и уточнений на этапе подачи заявок – достаточно обычное дело.

Поэтому помощь профессионального эксперта – это выгодная услуга для включения ПО в реестр. Мы действуем комплексно, обеспечиваем постоянную обратную связь и консультируем клиентов на всех этапах. Сбор всех документов обеспечивается согласно регламенту. Поддерживается постоянный контакт с экспертной комиссией, по доработкам клиент получает четкие и подробные рекомендации. Процедура становится более компактной и эффективной. 

А также специалисты «DV Consulting» отслеживают в режиме реального времени все происходящие изменения в законодательстве. Все это сводит к минимуму вероятность ошибок и отказа.  

Получите бесплатную консультацию

callback-background

Подкаст DV Business

Подкаст DV Business - это погружение в мир технологических компаний, где мы изучаем суть технологий, их функционирование и тех, кто стоит за их созданием

Смотрите и слушайте подкаст в удобном формате

Читать еще

смотреть все
Сертификация импортной продукции в 2025 году
29 мая 2025
Сертификация импортной продукции в 2025 году
Сертификация импортной продукции стала важным условием для работы. С 2025 г. ужесточены проверки: Росаккредитация интегрировала свои реестры с таможней, что дает возможность быстро выявлять нарушения....
Эко-маркировка продукции в России
29 мая 2025
Эко-маркировка продукции в России
Актуальность темы эко-маркировки продукции в России растет из-за ужесточения законодательства и спроса на органическую продукцию. С 2020 г. действует закон о «зеленой» маркировке, но проблема...
Какие документы нужны для торговли на маркетплейсах?
26 мая 2025
Какие документы нужны для торговли на маркетплейсах?
Продажа продукции на маркетплейсе должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства. Продавец предоставляет необходимую документацию, доказывающую качество, безопасность изделий. Несоблюдение установленных правил ведет к получению...