Исключение из Реестра ПО: почему так происходит и как этого избежать

Исключение из Реестра ПО: почему так происходит и как этого избежать

Реестр отечественного ПО – это ресурс Минцифры, содержащий данные о программных продуктах, созданные отечественными разработчиками и соответствующие установленным стандартам. Реестр создан для поддержки российских разработчиков. Последние при вступлении получают различные преимущества, включая льготное кредитование, освобождение от НДС и прочее. Возможно исключение из реестра ПО, что влечет потерю указанных бонусов. Поэтому нужно разобраться, как избежать подобного исхода.

Что такое Единый реестр отечественного ПО

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ЭВМ и БД) является единой системой, где ведется учет программ от отечественных разработчиков. Ведением ресурса занимается Минцифры.

Впервые о создании подобного реестра задумались в 2014 году, когда стали вводиться первые западные санкции. Появилась необходимость разработать собственное ПО для страны, чтобы оно не зависело от зарубежных компаний. И в 2016 году проект был официально запущен в рамках программы по импортозамещению.

Располагается реестр на сайте Минцифры. Внешне он похож на таблицу, где значится следующая информация:

  1. Номер регистрации ПО.
  2. Наименование.
  3. Класс.
  4. Кто выступает правообладателем.

В системе несколько блоков. Один из них отечественный, куда включены только российские программы. Второй блок евразийский. Он состоит из ПО, правообладателями которых являются представители дружественных стран Евразийского союза.

Реестр находится в открытом доступе. И любой пользователь может с ним ознакомиться.

Преимущества для разработчиков

  1. Освобождение от уплаты НДС. Это позволяет уменьшить общие расходы владельца программы и увеличивает привлекательность ПО на рынке.
  2. Господдержка. У разработчика появляется доступ к грантам и различным субсидиям. Это положительно сказывается на софте продукта, повышает его конкурентоспособность.
  3. Возможность участвовать в госзакупках. Отечественные компании должны покупать продукты только из реестра ПО. Поэтому у российских разработчиков растет конкурентоспособность.
  4. Упрощенное оформление льготных кредитов. Это также положительно сказывается на разработке программ, открывает для их владельцев широкие возможности.

Дополнительно вступивший получает доступ к маркетплейсу Руссофт, а клиенты относятся к нему с большим доверием.

Требования для внесения ПО в реестр

Для регистрации в реестре должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Больше половины учредителей должны иметь гражданство РФ.
  2. Доля выплат по зарубежным договорам лицензий не должны превышать 30% от общего дохода компании. Так, если за год разработчик заработал 10 000 000 рублей и из них 3 500 000 рублей были переведены за границу в качестве оплаты за использование компонентов лицензионного соглашения, то это является нарушением.
  3. Величина доли отечественных правообладателей минимум 70%.
  4. У компании должен быть собственный сайт или лендинг, где размещаются необходимые документы.
  5. Техподдержка и гарантийное обслуживание проводится российскими компаниями. Иностранное участие отсутствует.
  6. Продукт используется только на территории РФ.
  7. Интерфейс полностью русскоязычный.
  8. Отсутствие связи программы с гостайной.
  9. Никаких ограничений для продукта на территории страны, включая технические и юридические запреты.

Как подать заявку

Подача заявки

Заявка подается через официальный сайт Минцифры. Заполняется она в личном кабинете. Регистрация продукта доступна как юридическим, так и физическим лицам. Отмечалось, что это касается не только граждан и компаний РФ, но и резидентов стран ЕАЭС.

Принятием решения о внесении продукта в систему занимается экспертный совет, возглавляемый Министром цифрового развития. Проводится заседание, по итогам которого ПО включают в реестр, либо отказывают в этом. В последнем случае обязательно наличие обоснования подобного решения.

После подачи заявки проводится экспертиза. Она подразделяется на формальную и по существу:

  1. Сначала специалисты проводят проверку предоставленного комплекта документации, правильность указанных реквизитов, ссылок и прочего. Этот этап занимает до 45 дней с момента подачи заявки.
  2. Затем эксперты приступают к детальному изучению продукта.
  3. Общий процесс в среднем занимает несколько месяцев. Важно, что решение об исключении продукта из системы также принимается советом экспертом.

Частые причины отказов

Отмечалось, что в случае отказа, эксперты должны указать причину. Основанием для неудовлетворения заявки могут быть:

  1. Превышение иностранными учредителями допустимой доли.
  2. Заявитель не предоставил документацию, которая подтверждает авторские права на продукт.
  3. Разработка не поступала в продажу.
  4. В ПО используются иностранные компоненты, которые в будущем могут спровоцировать ограничения на работу продукта.
  5. Разработка функционирует на операционной системе, которая не была одобрена правительством РФ.
  6. Заявитель не отвечает на запросы Минцифры.

За что могут исключить из реестра

Исключение ПО из реестра возможно в случаях:

  1. Поступление обоснованной жалобы от третьего лица.
  2. При проверке Минцифры было обнаружены нарушения, из-за которых продукт признается несоответствующим установленным требованиям.
  3. Предоставление документов, которые являются подложными, либо содержат недостоверные данные. Ведомство может сообщить об этом заявителю, чтобы он исправил ситуацию. Но если реакции нет, продукт исключается.
  4. Произошли изменения в составе владельцев, правообладателей ПО. Например, могла возрасти доля иностранных учредителей.
  5. Компания сама подала заявление о добровольном исключении продукта.

При исключении из системы компания теряет полученные преимущества, а ее конкурентоспособность может снизиться. Но разработчик может восстановиться в реестре. Для этого ему необходимо подать повторное заявление. Важно, что если продукт исключили из-за обнаружения подлога, то заявку можно отправить только через год.

Цифровой маркетплейс Минцифры

Она называется Руссофт и представляет собой маркетплейс, где представлены отечественные ПО. Он был создан при участии Минцифры. В виртуальном каталоге представлены все продукты, зарегистрированные в реестре. На Руссофте можно найти софт различного направления, включая сферу здравоохранения, финансов, образования и прочее.

Ключевым условием размещения на данном маркетплейсе является разработка и производство продукта на территории РФ, одобрение его Минпромторгом, внесение в Единый реестр ПО. Руссофт предоставляет для разработчика массу преимуществ. Потребители доверяют маркетплейсу и активно приобретают на не продукты. Поэтому компания может рассчитывать на хороший потребительский спрос.

Заключение

Исключение из реестра ПО можно избежать, если тщательно соблюдать действующие требования. Регистрация в системе дает разработчику массу преимуществ. Главное из которых – возможность продвинуть свой продукт. Для подачи заявки необходимо тщательно подготовить документы. Помочь в этом могут специалисты нашего консалтингового агентства.

Получите бесплатную консультацию

callback-background

Подкаст DV Business

Подкаст DV Business - это погружение в мир технологических компаний, где мы изучаем суть технологий, их функционирование и тех, кто стоит за их созданием

Смотрите и слушайте подкаст в удобном формате

Читать еще

смотреть все
Экспертная оценка ПО (программного обеспечения): что это и зачем нужна
28 апреля 2025
Экспертная оценка ПО (программного обеспечения): что это и зачем нужна
Экспертная оценка программного обеспечения (ПО) включает мероприятия, направленные на анализ, оценку безопасности, соответствия программ прописанным на законодательном уровне нормам. Общая ее цель – обеспечить высокий...
Снижение затрат на производство: как провести оптимизацию и уменьшить издержки
25 апреля 2025
Снижение затрат на производство: как провести оптимизацию и уменьшить издержки
Процесс уменьшения расходов, связанных с созданием и выводом продукции на рынок, влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Чем ниже издержки, тем более привлекательной может быть...
Продвижение брендов: как выбрать подходящие каналы и инструменты
23 апреля 2025
Продвижение брендов: как выбрать подходящие каналы и инструменты
Узнаваемости торговой марки включает разные маркетинговые инструменты, направленные на повышение осведомленности о бренде, а также улучшение его имиджа. Преимуществом продвижения брендов считается увеличение спроса. Чем...