Международные стандарты финансовой отчетности 2025

Международные стандарты финансовой отчетности 2025

В 2025 году международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) продолжают эволюционировать, адаптируясь к быстро меняющейся экономической среде и требованиям глобального рынка. МСФО (IFRS) — это свод правил для организаций, регламентирующих единообразие составления финотчётности. Эти стандарты призваны обеспечить прозрачность, сопоставимость и надёжность данных. Единообразность документации позволяет представителям разных стран и компаний понимать друг друга. Инвесторы могут сравнивать ценность компаний для вложения средств в их развитие, банки — оценивать платёжеспособность потенциальных заёмщиков. Образно выражаясь, МСФО — это международный язык общения для бухгалтеров.

В данной статье мы рассмотрим основные изменения и новые подходы, которые будут внедрены в МСФО в 2025 году, а также их потенциальное влияние на финотчётность предприятий и экономику в целом.

Какие документы входят в отчётность по IFRS

Отчёты о (об):

  1. Финансовом положении на дату окончания периода (квартала, полугодия, года).
  2. Совокупном доходе, прибыли и убытках.
  1. Изменении капитала.
  2. Движении денежных средств.
  3. Финансовом состоянии на начало самого раннего периода.

Также в пакет должны входить:

  1. Примечания.
  2. Аналитическая справка со сравнением информации по первым четырём пунктам.

В России финотчётность предоставляется в соответствии с исторически сложившимися принципами, которые не по всем параметрам совпадают с системой МСФО, но не противоречат ей. Международные правила требуют большей аналитики.

Принципы составления отчётности по МСФО

IFRS обеспечивают высокие требования к составлению отчётности. Среди основополагающих выделяют принципы:

  1. Информационной полезности. Отчётная документация должна предоставлять информацию, которая будет полезна для пользователей при принятии решений. Это могут быть сведения о наличии средств на счетах, их количестве, движении.
  2. Правдивости и прозрачности. Информация, собранная в отчётах, должна правдиво отражать положение дел в сфере финансов. Каждый пункт должен быть максимально конкретным и не допускать недопонимания или в двойного трактования.
  3. Сопоставимости, т. е. все отражённые сведения должны сопоставляться с аналогичными, представленными за другие периоды или с отчётами других организаций. Это достигается через единообразное применение учётных принципов и методов.
  4. Постоянного применения, подразумевающий последовательное использование учётных принципов. Любые изменения в учётной политике или оценках должны быть чётко указаны в примечаниях.
  5. Временной принадлежности. В документах, соответствующих МСФО, все доходы и расходы должны отражаться не на период поступления на счета или выплат, а на период, к которому они относятся.
  6. Важности. В финансовые документы следует вносить только сведения, имеющие значение для пользователей, и избегать избыточных данных, которые могут отвлекать от главного.
  7. Компоновки и структурности. Финотчётность должна предоставляться в чёткой и логичной форме, с разделением на основные элементы, что упрощает понимание пользователями.
  8. Нейтральности.
  9. Объективности информации: отчётность должна быть свободной от предвзятости и влияния личных интересов. Информация должна предоставляться честно и беспристрастно.

Принципы составления отчётной документации по МСФО внедрены, чтобы обеспечить достоверность, полезность, а также сопоставимость финансовых данных. Соблюдение этих принципов важно для создания прозрачной и объективной отчётности, полезной для всех заинтересованных сторон: инвесторов, кредиторов, аудиторов, госорганов.

Обязательная проверка отчётности

Проверка отчетности

Аудит финотчётности, составленной по МСФО, — важная процедура, выполняемая с целью повышения доверия пользователей к финансовым данным. Аудит необходим, чтобы:

  1. Обеспечить достоверность и надёжность информации. Аудиторы проверяют, соответствуют ли отчёты установленным стандартам и отражают ли они истинное финансовое положение компании. Аудит помогает выявить и исправить ошибки или несоответствия до их распространения.
  2. Повысить доверие инвесторов и кредиторов. Проверка отчётности создаёт уверенность у компаний, предоставляющих денежные средства, в том, что представленная информация достоверна и может использоваться для принятия взвешенных инвестиционных решений. Наличие аудиторского заключения снижает риски при привлечении финансирования и сотрудничестве с другими организациями.
  3. Выявлять и управлять рисками. Проверка помогает выявить слабые места в системе внутреннего контроля, что позволяет компании лучше управлять своими рисками. Кроме этого, аудиторы могут предоставить рекомендации, способствующие улучшению операционных процессов.
  4. Поддерживать международную деятельность. Для организаций, работающих на международных рынках, аудит отчётности по МСФО обеспечивает сопоставимость с финотчётами других организаций и соблюдение мировых стандартов. Наличие аудированной отчётности упрощает выход компаний на новые рынки, т. к. это служит знаком надёжности для потенциальных партнёров.

IFRS 17 «Договоры страхования»

IFRS 17 заменяет предыдущий IFRS 4 и вводит новые требования к учёту и раскрытию информации о страховых контрактах. Стандарт разработан для улучшения сопоставимости, прозрачности, а также качества информации, представляемой в финансовой отчётности страховых компаний.

IFRS 17 вводит три основные модели учёта страховых контрактов:

  1. Модель общего учёта применяется к большинству страховых контрактов и включает оценку обязательств на основе текущих ожиданий по кассовым потокам.
  2. Модель PAA «Контракты с постоянным сроком» применяется для краткосрочных контрактов и позволяет использовать оценку обязательств по принципу «премии».
  3. Модель о диверсифицированных рисках применяется для долгосрочных контрактов, где имеются значительные рисковые факторы.

IFRS 17 вводит требования по пересмотру оценок обязательств на регулярной основе. Это необходимо для отражения изменений в ожиданиях по будущим кассовым потокам.

IFRS 17 требует более глубокого раскрытия информации о страховых контрактах. Страховые компании должны предоставить данные об основных элементах своих обязательств, предполагаемых денежных потоках, рисках и стратегиях управления рисками.

Нововведение призвано:

  • повысить уровень сопоставимости данных между страховыми компаниями;
  • сделать операции более прозрачными;
  • повысить доверие пользователей.

Однако на пути его внедрения есть некоторые сложности: пересмотр учётных систем и процедур, необходимый для перехода, потребует от страховщиков больших затрат.

Какие изменения были внесены в МСФО в 2024 году

Новое определение бухгалтерских оценок

IAS 8 — стандарт, регулирующий вопросы учёта и раскрытия информации об учётной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и ошибках. В соответствии с обновлённым определением, бухгалтерские оценки — это «оценки, которые делаются при использовании руководства и суждений в отношении будущих событий, влияющих на финотчётность». Это относится к числовым значениям, которые нельзя точно измерить на момент их первоначального признания, и которые основаны на фактических данных или ожиданиях.

Бухгалтерские оценки требуют от организаций оценивать вероятные будущие события, например, ожидаемые убытки, сроки службы активов. При формировании бухгалтерских оценок необходимо применять суждения и предположения, зафиксированные в учётной политике организации, основываясь на предыдущем опыте и текущих обстоятельствах.

Обновлённое определение повышает прозрачность бухгалтерских оценок в финотчётности, позволяя пользователям лучше понимать, как и почему были сделаны те или иные оценки. Ясность определения способствует большей сопоставимости отчётов между разными предприятиями.

Руководство по обратной аренде

IFRS 16 был дополнен разъяснениями, касающимися учёта продажи и обратной аренды после совершения сделки. Поправками установлено, что продавец-арендатор обязан включать переменные арендные платежи, образующиеся в рамках сделки купли-продажи с обратной арендой, в состав арендного обязательства. Вследствие этого, для сделок, заключённых с 2019 года, может потребоваться пересмотр с учётом новой методики отражения переменных платежей. Продажа с обратной арендой — это ситуация, когда компания продаёт имущество, но одновременно заключает с новым владельцем договор аренды на определённый срок. Новая редакция МСФО 16 по продаже и обратной аренде уточняет правила, устанавливая, что арендатор-продавец не вправе учитывать прибыль или убытки, связанные с правом пользования, которое ему сохраняется. Однако это не исключает возможности признания прибыли или убытков при частичном или полном расторжении аренды.

Раскрытие информации о сроках и суммах обязательств

Разговор коллег

Нововведения коснулись IFRS 7 «Отчёт о движении денежных средств» и IAS 7 «Финансовые инструменты». Цель — улучшение раскрытия информации о договорах финансирования с поставщиками. Изменения позволят более полно проанализировать воздействие таких соглашений на финансовое положение и денежные потоки фирмы, повышая общую прозрачность в отражении финансовых операций.

Поправки в IFRS 7 и IAS 7 расширяют требования к предоставлению сведений о договорах финансирования, включая:

  • детали условий этих договоров;
  • балансовую стоимость финансовых обязательств, входящих в состав договоров с поставщиками;
  • статьи бухгалтерского баланса, где отражены данные обязательства.

Нововведения требуют от организаций предоставления информации о характере и влиянии нематериальных изменений балансовой стоимости финансовых обязательств, связанных с соглашениями о финансировании поставщиков.

Порядок классификации долгосрочных и краткосрочных обязательств 

В новой редакции IAS 1 «Представление финансовой отчётности» обязательство признается нетекущим, если у компании есть возможность отложить его исполнение на срок не менее 12 месяцев. Важно, что это право на отсрочку должно сохраняться на момент закрытия отчётного периода, даже если предприятие в данный момент не намерено им воспользоваться. Право на отсрочку исполнения обязательства возникает только в том случае, если предприятие к концу отчётного периода полностью выполнило все установленные для этого условия.

Поправка номер два, озаглавленная «Нетекущие обязательства со специальными условиями», устанавливает возможность для компании классифицировать обязательства, полученные по кредитному договору, как долгосрочные при условии, что отсрочка погашения этих обязательств связана с выполнением определённых условий в течение года, следующего за отчётным периодом. В финотчётности теперь необходимо раскрыть данные, помогающие пользователям оценить вероятность возврата обязательств в течение года после отчётной даты. Для этого нужно предоставить сведения об особых условиях, при которых предприятие обязано исполнить эти обязательства, их балансовую стоимость и все фактические обстоятельства, влияющие на выполнение этих условий.

Учёт при ограниченной конвертируемости валют

Новая редакция IAS 21 регламентирует механизм для оценки вероятности проведения валютного обмена и расчёта актуального обменного курса, даже если обмен в данный момент невозможен. Анализируя возможность получения необходимой валюты в определённый срок, организация может определить, осуществим ли обмен валюты на конкретную дату и для заданной цели. При определении обменного курса организация обязана в отчётности предоставить данные, позволяющие пользователям понять, как отсутствие реального обмена отразится на финансовых показателях. В случае применения нескольких обменных курсов, выбирается тот, который наиболее точно отражает расчёты по будущим денежным потокам, связанным с соответствующей операцией или остатком.

Новые редакции IFRS S1 и S2 — отчётность по устойчивому развитию и климатическим рискам

Два новых стандарта — это начальный этап реализации концепции ISSB о формировании единой глобальной системы отчётности по вопросам устойчивого развития. Они призваны удовлетворить запросы инвесторов, предоставляя им ясное понимание, какая отчётность со стороны компаний необходима для соответствия требованиям мировых финансовых рынков.

IFRS S1 и S2 предоставляют организациям инструменты для прозрачного информирования инвесторов о рисках и благоприятных моментах, связанных с устойчивостью в ближайшем и в более отдалённом будущем. МСФО S2, работая в тандеме с МСФО S1, фокусируется на раскрытии информации, касающейся климатических рисков.

Реализация нововведений пройдёт в два этапа. В течение 2024 года организации были сосредоточены на раскрытии информации о климатических рисках, соответствующей МСФО (IFRS) S2. А начиная с 2025 года перешли на полный спектр требований МСФО (IFRS) S1. Для облегчения перехода ISSB сформирована рабочая группа, которая оказывает помощь организациям в адаптации к новым нормативным документам.

Какие препятствия поджидают страны на пути перехода на МСФО

Переход стран на IFRS сопровождается рядом сложностей. Один из главных вызовов для компаний, стремящихся к переходу на IFRS, — психологическая адаптация персонала. Значительные различия в терминологии между международными и национальными стандартами требуют от сотрудников переосмысления своих подходов, а также привычных схем мышления.

Согласно нормам Комитета по IFRS, страны, которые выбрали внедрение международных стандартов, обязуются следовать им в неизменном виде. Это означает, что все бизнес-структуры должны использовать оригинальный текст стандартов без каких-либо комментариев или изменений. Для разрешения неясностей в применении МСФО организациям необходимо либо самостоятельно, либо при содействии экспертных компаний искать исчерпывающие ответы.

В англоязычной версии IFRS встречаются термины, не имеющие точных аналогов в лексиконе многих стран. Это ставит перед местными специалистами задачу адаптации к новой терминологии или же интеграции англоязычных терминов в свой профессиональный язык.

Отсутствие чёткой процедуры для получения разъяснений при возникновении непонятных моментов при применении IFRS также создаёт сложности. Стоимость привлечения иностранных экспертов для консультаций высока, а перевод и интерпретация международных стандартов требуют значительных финансовых вложений.

В результате, главная трудность внедрения IFRS у ряда стран в реальной практике заключается в несовместимости международных стандартов с менталитетом специалистов и существующей бухгалтерской системой. Кроме этого, многие экономики стран, принявших IFRS, отличаются слабо развитыми или отсутствующими финансовыми рынками. Такая ситуация создаёт сложности в адаптации международных подходов к бухгалтерскому учёту, поскольку некоторые расчёты, основанные на этих подходах, теряют свою точность и актуальность в данных экономических реалиях.

Заключение

Международные стандарты финансовой отчётности 2025 — это значительный шаг к модернизации международных финансовых взаимоотношений. Внедряемые изменения призваны повысить прозрачность, сопоставимость и надёжность финансовых данных, что критически важно для обеспечения доверия инвесторов и других заинтересованных сторон.

Основное внимание уделяется более строгим требованиям к раскрытию информации, управлению рисками и адаптации к быстро меняющимся экономическим условиям. В результате организации, следуя новым требованиям, смогут не только улучшить качество своей отчётности, но и повысить свою конкурентоспособность на международной арене. Это, в свою очередь, создаст условия для устойчивого роста и развития мировой экономики.

Получите бесплатную консультацию

callback-background

Читать еще

смотреть все
Включение в Реестр Промышленной Продукции Минпромторга «под ключ» в соответствии с постановлением правительства
19 сентября 2025
Включение в Реестр Промышленной Продукции Минпромторга «под ключ» в соответствии с постановлением правительства
Единый реестр российской промышленной продукции (РРПП) — это официальная база данных, в которой регистрируется информация о товарах, выпущенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным...
Включение в реестр телекоммуникационного оборудования (ТОРП) Минпромторга «под ключ» в соответствии с постановлением правительства
19 сентября 2025
Включение в реестр телекоммуникационного оборудования (ТОРП) Минпромторга «под ключ» в соответствии с постановлением правительства
Одним из направлений развития программы импортозамещения, которая длится в России уже более пяти лет, стала модернизация IT-сферы. Основная цель — достижение цифрового суверенитета, а также...
Оформление сертификатов соответствия и деклараций на продукцию для маркетплейсы
19 сентября 2025
Оформление сертификатов соответствия и деклараций на продукцию для маркетплейсы
Розничная торговля – один из видов бизнеса, пользующийся неизменной популярностью. В последние годы наблюдается тенденция к переходу продавцов из офлайн-формата в онлайн. Маркетплейсы стали ответом...