Новые правила регистрации ИТ-компании в 2025 году

Появление новых правил регистрации IT-компаний в России в 2025 году обусловлено несколькими ключевыми факторами. Они направленны на стимулирование развития отечественной отрасли инновационных технологий, повышение ее конкурентоспособности, а также соблюдение национальных интересов. Правила, вступившие в силу, установлены Министерством цифрового развития РФ. Ранее только семь регионов имели свои перечни. Целью создания федерального реестра является устранение региональной неравномерности в доступе к льготам и поддержке. Территориальное ограничение на получение аккредитации отсутствует.
Федеральный реестр стартапов
Утвержденный Минцифрой реестр стартапов будет включён в законодательство. Включение в него станет обязательным требованием для получения государственной аккредитации ИТ-компаний. Рассмотрим основные правила и нововведения:
- Цель создания реестра: упорядочение и поддержка компаний, которые только начинают деятельность в сфере ИТ. Реестр позволит стартапам получать государственные льготы и преимущества, которые раньше были доступны только компаниям с опытом работы в этой области.
- Основные правила включения в реестр: годовая выручка должна быть менее 1 миллиона рублей, организация должна быть зарегистрирована менее чем за 3 года до подачи заявления, ее деятельность относится к области информационных технологий (указанные коды ОКВЭД).
- Запрет на преобладающее иностранное участие. С 1 сентября 2025 года доля иностранного участия в стартапах, претендующих на аккредитацию, не должна превышать 50%.
Компании, претендующие на аккредитацию, должны размещать на официальных ресурсах дополнительную информацию, включая юридический и фактический адрес, ИНН, контакты и виды ИТ-деятельности.
Новые возможности и ограничения
Включение в федеральный реестр стартапов даёт разработчикам преимущества:
- включённые в реестр организации освобождаются от требования по наличию 30% доходов от ИТ-деятельности при прохождении ежегодной проверки до конца 2025 года;
- компании из реестра могут претендовать на налоговые льготы, гранты и субсидии.
Ранее компании могли получить аккредитацию только при наличии регионального реестра стартапов. После появлением федерального перечня территориальные ограничения снимаются.
Если компания дважды потеряла аккредитацию за последние 2 года, то восстановить её можно будет только спустя 12 месяцев. Однако в случае, если причиной лишения уполномочия было связано с государственным участием, то восстановить его можно через 3 месяца.
Новое согласие в ФНС
Так называют документ, который аккредитованные организации или компании, претендующие на государственную аккредитацию, должны предоставить в ФНС. Согласие регламентирует передачу ФНС сведений в Минцифры.
Какие данные будут передавать:
- информацию о применении льгот по налогу на прибыль, включая сведения о доходах и размерах налоговой льготы за последние кварталы;
- данные о количестве сотрудников, на имя которых начислялись страховые взносы;
- сведения о размере экономии средств (благодаря использованию льгот по налогу на прибыль и страховым взносам).
Эти данные служат основанием для проверки соответствия заявителей критериям аккредитации.
Для чего нужно оформлять новое согласие: оно необходимо для обеспечения законности передачи данных в Минцифры. Из-за отсутствия этого документа компания может столкнуться с проблемами при подтверждении статуса.
Информация о стартапах передается в Минцифры ежегодно не позднее 25 мая и 25 сентября. Важно следить, чтобы все документы были оформлены в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Сотрудничество с ВУЗами для сохранения ИТ-аккредитации

Одно из главных нововведений 2025 года – обязанность крупных аккредитованных организаций заключать соглашения с вузами для совместной работы над образовательными программами по подготовке ИТ-специалистов.
Требование предъявляется к компаниям, которые одновременно выполняют следующие условия:
- применяют льготы по налогу на прибыль и страховым взносам;
- их выручка составляет более 1 млрд. руб.;
- страховые взносы выплачиваются по 100 и более сотрудникам.
В рамках выполнения обязательства аккредитованные ИТ-компании должны:
- принимать участие в создании образовательных программ;
- привлекать преподавателей с высокой квалификацией и практиков для обучения студентов;
- развивать программы стажировок для будущих разработчиков.
Выполнение этих требований позволит ИТ-компаниям самим участвовать в подготовке кадров, нужных для их деятельности.
Если компания игнорирует выполнение этого требования, то она столкнется с такими последствиями:
- лишение аккредитации Минцифры;
- потеря права на налоговые льготы и другие преференции, которые государство предоставляет аккредитованным компаниям.
Работа с вузами требует вложения средств. Компаниям предписано ежегодно направлять на эти цели не менее 5% от суммы, сэкономленной благодаря использованию льгот по налогу на прибыль и страховым взносам. Пример: организация сэкономила 150 млн. руб. за счёт льгот, она должна направить 7,5 млн. руб. на сотрудничество с российскими вузами.
В планах Минцифры есть утверждение средней стоимости проведения одного мероприятия в рамках такого партнерства. Если организация потратит средства строго по этим предписаниям, ей достаточно будет представить стандартный отчет. В случае, когда расходы не сопоставимы со средней стоимостью, потребуется получить аудиторское заключение, подтверждающее обоснованность трат.
Аннулирование ИТ-аккредитации
Официальное прекращение действия аккредитации, выданной Минцифрой, может быть осуществлено по следующим причинам:
- Несоблюдение требований: невозможность подтверждения дохода от ИТ-деятельности (должен составлять более 30%), некорректная информация на сайте организации, неверное указание основного кода ОКВЭД.
- Отсутствие предоставления обязательного согласия на раскрытие налоговой тайны в ФНС.
- Задолженность по налогам, сборам, взносам и штрафам более 3000 рублей.
- Судимость руководителя: не должно быть неснятой или непогашенной судимости.
- Недостаточный уровень квалификацией сотрудников. Важно учитывать, что средняя зарплата персонала должна быть не ниже средней по стране или региону.
Чтобы не столкнуться с проблемой лишения аккредитации, нужно:
- подавать вовремя заявление на раскрытие налоговой тайны;
- размещать необходимую информацию на сайте;
- осуществлять ежемесячные выплаты сотрудникам, принимая в расчет средние показатели зарплаты;
- погашать налоговые задолженности;
- использовать актуальные коды ОКВЭД.
Разберемся, как проходит процедура аннулирования. Она включает следующие этапы:
- Минцифры рассматривает заявление компании на получение или подтверждение аккредитации.
- Проверяются документы: представители министерства решают, соответствует ли организация требованиям.
- Если заявитель не отвечает требованиям, принимается решение об аннулировании действующей аккредитации.
- Руководство уведомляется о решении аннулирования.
При аннулировании аккредитации влечет за собой следующие последствия: разработчик ИТ-решений теряет право на налоговые льготы. Без включения в федеральный реестр компания не сможет участвовать в государственных тендерах и конкурсах. При условии, что заявитель неправомерно пользовался льготами, ему придется вернуть их государству в полном объеме.
Восстановить аккредитацию вполне реально, но для этого нужно пройти процедуру заново. Для этого необходимо: исправить допущенные ошибки, подготовить пакет документов, своевременно подать заявление в Минцифры.
Два года назад началась активная судебная практика, связанная с оспариванием решений Минцифры об аннулировании аккредитации. Организации пытались таким образом восстановить статус аккредитованной компании. Судебные разбирательства длились около 12 месяцев. Как показывает практика, в большинстве случаев разработчикам удавалось восстановить свои права, если нарушения были незначительными.
Аннулирование регистрации ИТ-компании в федеральном реестре может серьёзно повлиять на ее деятельность. Чтобы избежать этого, необходимо внимательно следить за соблюдением всех требований и своевременно представлять информацию в Минцифры.
Получите бесплатную консультацию

Подкаст DV Business
Подкаст DV Business - это погружение в мир технологических компаний, где мы изучаем суть технологий, их функционирование и тех, кто стоит за их созданием
Читать еще
смотреть все

