Что такое SWOT-анализ отрасли и как его провести
В бизнесе очень важно «держать руку на пульсе», быть в курсе всех изменений, иметь четкое представлении о состоянии компании. Для этого существуют инструменты мониторинга, например, SWOT-анализ отрасли. В чем суть инструмента, для чего он, как применять его на своем бизнесе? Об этом далее.
Суть SWOT-анализа
Сам термин – это аббревиатура от первых букв четырех английских слов:
- Strengths — силы;
- Weaknesses — слабости;
- Opportunities — возможности;
- Threats — угрозы.
Эти стороны прямо влияют на рост предприятия. Руководитель и его команда, грамотно используя полученные в ходе анализа данные, могут определять направление развития.
Элементы SWOT анализа
Входящие в состав анализа элементы позволяют оценить проект с разных сторон. Элементы делятся на внешние и внутренние. К первым которым относятся возможности и угрозы, ко вторым сильные и слабые стороны самой компании. Разберем эти элементы подробнее.
Силы
Качество относится к внутренним фактором, а значит, на него влияют сотрудники компании. К сильным сторонам относят внутренние свойства услуг и товаров. Грамотно управляя этими свойствами компании могут увеличивать продажи, а также расширить зоны влияния.
Слабости
Следующее внутреннее качество – это слабые стороны, а именно то, что может помешать развитию. Ограничения, недостатки, помехи необходимо отслеживать системно. Устраняя их вовремя руководитель сможет развивать и расширять организацию.
Возможности
Возможности – это факторы внешнего свойства. Влиять на них нельзя, но можно отслеживать, чтобы применять в свою пользу. Потенциально перспективные варианты для развития есть. Чтобы их замечать анализируйте рынок постоянно.
Угрозы
Внешние угрожающие факторы – это то, что может сократить прибыль, изменить в худшую сторону мнение общества, подорвать производство. Одна из наиболее частых угроз, применимая практически к любой организации – вероятность увольнения сотрудников в пользу более благоприятного места работы. Следует прорабатывать угрозы, чтобы исключить их влияние на свою компанию.
Матрица
Матрица SWOT-анализа позволяет проработать стратегию со всех сторон. Она рассматривается по перекрестному принципу:
- SO – Рассмотрение с точки зрения сильных сторон и возможностей. Как та или иная возможность поможет раскрыть сильные стороны товара, услуги или компании.
- WO – Понимание слабостей дает четкую картину возможностей, которые грамотный управленец не упустит, а направит себе на пользу.
- ST – Результатом разбора сильных сторон и угроз должна стать продуманная стратегия защиты от тех опасностей, которые могут грозить бизнесу потенциально или являются ощутимой проблемой.
- WT – Сопоставив слабые стороны и угрозы бизнесмен сможет спрогнозировать проблемы. Задача руководителя – проводить мероприятия, активности, которые исключают негативное влияние.
Виды SWOT-анализа
Проводить можно поверхностный или более глубокий анализ, который может быть комплексным или сводным. Но о каждом по порядку.
Поверхностный (экспресс)
Как можно догадаться по названию, поверхностный анализ подразумевает быстрое исследование. Фокус направлен на определение лежащих на поверхности сильных и слабых сторон бизнеса. Помогает провести анализ основных показателей на краткосрочную перспективу. Такой принцип не используется на долгосрок.
Сводный
Следующий по сложности – сводный анализ, который охватывает показатели текущего периода, в перспективе на полгода-год. По итогу анализа подсвечиваются все угрозы, намечаются возможности, учитываются различные факторы, например политическая обстановка, состояние экономики, социальные, техногенные факторы. Это анализ на долгий срок, более точный и продуманный.
Комплексный
Название говорит за себя, он объединяет поверхностный и сводный. Этот вариант подразумевает полное погружение в бизнес процессы, с привлечением сотрудников разного уровня. За счет анализа составляется детальная стратегия развития, с указанием способов противостояния угрозам, планированием.
Для чего применяют метод
Анализ необходим компаниям чтобы:
- оценивать риски перед запуском нового продукта;
- сделать грамотный вывод о необходимости расширения;
- скорректировать стратегию развития;
- решать накопившиеся, текущие, назревающие проблемы.
Хоть метод был разработан для бизнеса, применять его можно в повседневности. Когда требуется принять очень важно решение он поможет подсветить проблемы, определить возможные пути решения.
Преимущества и недостатки метода
У метода есть недостатки, как и преимущества. Важна вовлеченность участников, поскольку результат зависит от всех.
Преимущества
- простота понимания и проведения;
- решает проблему комплексно;
- помогает принимать обоснованные, взвешенные решения.
Недостатки
- субъективная оценка;
- сложность в интерпретации результатов;
- ограниченность тремя факторами;
- быстрая потеря актуальности результатов;
- применимо не ко всем предприятиям.
Для каких видов бизнеса подходит SWOT-анализ
Инструмент универсален, подходит для любых видов бизнеса, сервисов, приложений и прочего. Можно провести анализ как целиком предприятия, так его отдельных подразделений, отделов, товаров, услуг. Он позволяет:
- выявить сильные и слабые стороны;
- планировать цели, задачи;
- ориентироваться в минусах и плюсах конкурентов;
- определять выгодные направления, перспективы масштабирования.
Также исследование можно применять для менее глобальных задач.
Как проводить SWOT-анализ для бизнеса
СВОТ-анализ отрасли бизнеса занимает до двух дней. Иногда может потребоваться больше времени. Влияют масштабы бизнеса, параметры мониторинга.
Определение участников исследования
Соберите команду из специалистов ключевых подразделений, около 10 человек. Их разностороннее мнение помогут наполнить матрицу. При выборе команды опирайтесь на направления задачи. Например, для изменения маркетинговой стратегии потребуются:
- руководитель;
- маркетолог;
- менеджер по продуктам и продажам;
- SEO-специалист.
Предупредите участников, что состоится мозговой штурм, укажите тему, формат встречи, распределите задачи среди участников.
Сбор информации
Важный этап, на котором используется информация, полученная с помощью маркетингового исследования, риск-менеджмента. Также используется метод конкурентного анализа, ключевые показатели эффективности, прочая доступная информация о бизнес-процессах. Проследите, чтобы перед встречей было подготовлено:
- общие сведения о рынке;
- финансовые показатели;
- связанные параметры;
- исследование конкурентов, ЦА.
Также потребуется подготовить краткую сводку по персоналу, поставщикам, инструментам продвижения, привлечения клиентов. Можно попросить собрать эти данные руководителей отделов или делегировать аналитическому агентству.
Оценка внутренних факторов
Внутренние факторы – важная часть анализа, на которую можно повлиять. Подготовьте тщательный разбор этого направления в первую очередь. Обратите внимание на факторы относительно слабых и сильных сторон:
- какую позицию занимает компания на рынке, ее репутация;
- география продаж, где именно представлен продукт, какие каналы сбыта налажены;
- данные о товарах и услугах;
- на сколько широк ассортимент.
Анализируя проблемы не упускайте следующие направления:
- ценообразование;
- методы продвижения;
- себестоимость;
- инвестиции;
- технологические преимущества.
Оценка внешних факторов
Далее оцените внешние факторы. Возможности могут быть представлены:
- новыми рынками сбыта, поставщиками, технологиями;
- новыми клиентами, их нуждами;
- увеличением среднего чека и стоимости;
- применением нестандартных каналов продвижения;
- госпрограммы, нововведения в законах.
Важно сопоставлять возможности с целями компании, потому задайте следующие вопросы:
- что действительно возможно реализовать;
- сколько готова потратить компания на развитие;
- удастся ли реализовать возможности лучше, чем у конкурентов;
- выгода сопоставима с коэффициентом рентабельности инвестиций.
Возможность, которая способна повысить доход предприятия, в случае наличия средств для ее реализации, должна быть включена в матрицу. Определите угрозы, используя для этого следующие факторы:
- исследование внутренних и внешних угроз;
- фиксирование рисков для каждой угрозы;
- оценка вероятности наступления;
- присвоение номера угрозам, в зависимости от серьезности.
На выходе должен образоваться список угроз с путями их решения.
Наполнение SWOT-таблицы
Когда все блоки будут проработаны можно будет добавлять результаты в матрицу. Для этого используйте любой наглядный инструмент. Чаще всего это таблица в Excel или готовый шаблон. Отдельную таблицу посвятите факторам и планам.
Примеры SWOT-анализа
Для наглядности и понимания механизмов приведем несколько примеров.
Apple
- Сильные стороны бренда: инновационные устройства, лояльность клиентов, высокая прибыль, конкурентоспособность.
- Слабые стороны: несовместимость со многими популярными приложениями, уменьшение доли рынка, некоторые приложения работают хуже аналогов.
- Возможности: высокий спрос на новинки, расширение географии продаж, потребность в инновационных гаджетах.
- Угрозы: высокая конкуренция, быстрая смена трендов, повышение зарплат, рост налогов.
Макдональдс
- Сильные стороны: лидер в сфере фаст-фуда, низкие цены, высокая узнаваемость, возможность локализации.
- Слабые стороны: высокая текучесть кадров, мало перспектив на более здоровое меню.
- Возможности: расширение ассортимента, больше коммуникаций с клиентами через соцсети, построение бренда хорошего работодателя.
- Угрозы: мода на веганство, здоровое питание, высокая конкуренция в сфере быстрого питания.
Рекламное агентство
- Сильные стороны: агентство узнаваемо, сильный бренд, контакты в СМИ, креативный, конверсионный сайт.
- Слабые стороны: высокая стоимость услуг, плохой менеджмент, несоблюдение сроков.
- Возможности: формирование обособленного агентства, высокий спрос на услуги, сотрудничество с крупными и корпоративными клиентами.
- Угрозы: большое количество конкурентов, изменчивые алгоритмы, отсутствие квалифицированных кадров.
Стратегическое применение SWOT-анализа
Есть несколько способов применения метода в бизнесе, о которых подробно далее.
Методы преобразования слабостей в силы
Грамотный руководитель должен уметь вовремя распознавать слабости бизнеса, умело превращать их в сильные стороны. Для этого применяют несколько стратегий:
- обучение персонала, его развитие;
- технологическое обновление;
- модернизация внутренних процессов;
- укрепление корпоративной культуры.
Как минимизировать угрозы, максимизировать возможности
В этом вопросе подойдет комплексный подход:
- стратегическое планирование;
- разработка гибких стратегий;
- управление рисками;
- оптимизация ресурсов.
Укрепление позиций, расширение возможностей
Чтобы закрепиться на рынке, обозначить свои позиции используют:
- инновации, для улучшения и оптимизации всех процессов;
- коллаборации, партнерства, для обмена ресурсами, создания партнерских сетей.
Как оценивать, а также применять результаты SWOT-анализа
В процессе работы с матрицей предприниматель может добиваться целей используя одни пересечения или загонять решения в тупик, применяя неэффективные. Самые выигрышные варианты матричного пересечения уже обозначены в тексте (SO, WO, ST, WT). Эти параметры связаны, перекликаются между собой, их применяют для получения актуальных решений.
Частые ошибки
Аналитика, особенно со многими переменными, неизбежно влечет определенные ошибки. В нашем случае они могут быть следующими:
- неточные формулировки, с разной интерпретацией;
- некорректное разграничение внутренних и внешних факторов, из-за чего может возникать путаница;
- проведение спонтанного исследования, без постановки конкретной итоговой цели;
- использование значений, не несущих практической ценности для итогового результата;
- субъективный SWOT-анализ отрасли, ведущий к не точному, однобокому результату.