Как организовать управление финансами в бизнесе
Финансовое сопровождение может потребоваться компании на любом этапе её существования. Производственные и коммерческие процессы в любом бизнесе тесно переплетены с движениями денежных средств: начислением заработной платы и налогов, кредитами, расчётами прибыли, рентабельности проектов, инвестициями и распределением прибыли. Чем крупнее предприятие, тем сложнее вести бухучёт, соответствовать требованиям часто меняющегося налогового законодательства. Грамотно организованное внутреннее финансовое управление решает большинство проблем. Но даже в этом случае для проведения ряда операций удобнее привлекать специалистов из профильных консалтинговых агентств.
Что понимается под финансовыми услугами для бизнеса
К понятию «финансовые» относятся услуги, которые предоставляют сторонние профильные компании другим организациям или частным лицам. К ним можно обратиться:
- За консультацией по вопросам:
- создания или реорганизации бизнеса;
- открытия филиала;
- ликвидации или банкротства предприятия;
- разработки бизнес-плана или ТЭО (технико-экономического обоснования);
- реструктуризации долга;
- открытия счетов в других странах;
- повышения рентабельности производства;
- сопровождения сделок при приобретении или продаже акций, ценных бумаг.
- За помощью в финансовом планировании, включающем:
- анализ проблем;
- выявление рисков;
- разработку плана;
- подбор инструментов для реализации запланированных задач;
- постановку задач;
- деятельность на рынке в соответствии с разработанным планом.
- Для организации и проведения финансово-экономического анализа, который поможет определить:
- степень использования активов;
- платёжеспособность;
- ликвидность;
- рентабельность;
- затраты;
- прибыль.
- С целью:
- разработки финансовой стратегии;
- оптимизации налогообложения;
- финансового моделирования и прогнозирования.
Виды аутсорсинга (финансовых услуг для бизнеса)
Бухгалтерские консультации
Могут потребоваться:
- индивидуальным предпринимателям;
- собственникам или руководителям компании;
- бухгалтерам.
К этому виду финуслуг прибегают при:
- Открытии компании или оформлении ИП, когда необходимо собрать пакет первичной документации для регистрации и постановки на учёт в налоговый орган.
- Открытии филиалов. Здесь консультирование необходимо, чтобы просчитать, на сколько расширение бизнеса будет выгодным, какие дополнительные риски могут появиться.
- Формировании пакета документов с определённой целью, например, получение кредита или запроса в ФНС.
- Оптимизации предприятия. Процесс часто сопровождается сменой ОСН на УСН или наоборот. Только специалист может оценить выгодность каждого вида налогообложения и дать совет.
- Необходимости проверить работу сотрудников. Эта неприятная ситуация возникает, когда появляются сомнения в честности ответственных лиц.
Ревизия и восстановление бухгалтерского учёта
Необходимость в восстановлении бухучёта может возникать по разным причинам, например, при утере съёмных носителей информации, порче документации в результате пожара или наводнения, потере бумаг при плохой организации работы с ними или халатного отношения сотрудников. Если нарушения будут выявлены в ходе внешних проверок, то ФНС может заблокировать счета и полностью остановить работу фирмы.
Восстановление бухгалтерии – процесс сложный и трудоёмкий, поэтому приглашение аутсорсера ускорит восстановление документации. Аутсорсер:
- проведёт ревизию учётной документации;
- выявит нарушения в делопроизводстве (отсутствие справок, ведомостей, неправильное ведение учёта, налоговые недоплаты или переплаты и т. п.);
- составит план и график восстановительных работ;
- восстановит недостающие документы;
- исправит нарушения, допущенные при расчёте и уплате налогов;
- подготовится к повторной проверке.
Ликвидация компании
Необходима, когда:
- Цели, поставленные компанией, достигнуты, а срок действия уставных документов истёк.
- Предприниматель хочет заняться другим видом деятельности.
- У предприятия низкая прибыльность.
- Решение о закрытии компании вынес суд.
- Внешняя проверка установила серьёзные нарушения законодательной базы.
- Больше долги по кредитам, на погашение которых денег нет.
- Нерешённые разногласия среди учредителей.
Ликвидация предприятия – это длительная процедура, включающая ряд обязательных этапов:
- Принятие решения и документальное его оформление.
- Отправка уведомления в Минюст.
- Расформирование штата сотрудников, оформление увольнений.
- Подготовка бухгалтерии (баланса, налоговых деклараций, ведомостей и т. п.)
- Выплата кредитов и задолженностей.
- Подготовка к проверке внешней ликвидационной комиссии.
- Архивирование документации.
- Закрытие счетов.
- Внесение записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.
Все эти действия проще переложить на подрядчика.
Финансовое моделирование
Это аналитический метод, который финансисты используют для прогнозирования движения денежных средств на несколько лет вперёд. За основу берутся отчёты о прибылях и убытках, а также бухгалтерские балансы за несколько прошедших лет. Исходя из документальных данных, менеджеры составляют несколько моделей перспективного развития, меняя вводные внешних условий. Таким образом строится прогноз о развитии компании при разных сценариях.
Финансовое моделирование позволяет принимать грамотные управленческие решения при:
- составлении бюджета;
- исследованиях акционерного капитала;
- стратегическом планировании;
- разработке краткосрочных бизнес-, маркетинговых планов;
- открытии кредитных линий в банке;
- финансировании проектов.
Разработка финансовой стратегии
Стратегическое планирование в сфере финансов – это долгосрочный план действий, направленный на стабильное обеспечение компании денежными средствами. Наличие стратегического планирования:
- обеспечивает устойчивое развитие компании;
- гарантирует, что у неё всегда в обозримой или долгосрочной перспективе будут деньги на запуск проектов, освоение новых направлений.
Стратегическое планирование – задача сложная, требующая глубоких знаний и аналитического мышления. Поэтому, если компания решила обеспечить финансовую стабильность, стоит пригласить специалиста, который:
- проанализирует рентабельность принимаемых решений в сфере финансов;
- проведёт ревизию расходов;
- изучит структуру движения денег;
- составит план оптимизации;
- определит риски и возможности их снижения;
- составит новую схему финансового управления.