Анализ транспортной отрасли в России
Хорошо развитая транспортная система обеспечивает своевременную доставку грузов, пассажиров, корреспонденции. Роль транспортной системы особенно важна в странах, занимающих большие территории таких, как Российская Федерация. Это самое крупное по площади государство в мире: его территория занимает 17,1 млн квадратных километров, а расстояние между крайними западной и восточной точками превышают 8200 километров.
Однако стабильность функционирования сектора сильно зависит от внешних факторов, например, погодных условий или изменения взаимоотношений между отдельными государствами и регионами. Данная статья посвящена анализу изменений российской транспортной отрасли в условиях глобальных внешнеэкономических перемен.
Значение транспортного сектора для экономического развития страны
Транспортный сектор России:
- обеспечивает экономическую целостность территории;
- связывает воедино внутренние регионы;
- поддерживает непрерывную связь между горнодобывающим сектором, производителями, компаниями, оказывающими услуги, и потребителями;
- позволяет взаимодействовать с государствами ближнего и дальнего зарубежья, налаживать взаимовыгодные экономические связи;
- открывает перед гражданами возможность знакомиться с культурными ценностями своей страны и зарубежья;
- обеспечивает развитие общества;
- выступает важным звеном в системе обеспечения национальной безопасности.
С началом ковидной пандемии в отечественном транспортном секторе начались проблемы, связанные с ограничениями на передвижение и локдауном, а сразу за этим по сектору ударили беспрецедентные ограничительные санкции со стороны США и Евросоюза. Были нарушены сотни отлаженных торгово-транспортных потоков.
Общая характеристика современной транспортной системы РФ
- Транспортная сеть РФ – одна из самых развитых в мире. Суммарная протяжённость всех видов транспортных артерий превышает 1,8 млн километров.
- В отрасли зарегистрировано около 204 тыс. предприятий, на которых трудятся 6,4 млн человек, а это 9% работающего населения. Только в авангардной тройке – РЖД, Транснефть и Почта России – трудятся 1,1 млн человек.
- В 2023 г. оборот транспортного сегмента превысил 10,8 трлн рублей, что составляет 6,8% ВВП.
- Доля прибыльных организаций в отрасли достигла 71,6%, улучшив показатели предыдущего года на 2,2 п. п.
- Огромная площадь России и суровые климатические условия на большей части предопределили первостепенное значение железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. Их можно отнести к разряду всепогодных. Возможности развития водного транспорта сильно ограничены короткими периодами навигации.
- Объём грузоперевозок по итогам 2022 г составил 8,8 млрд тонн, превысив на 0,4 млрд показатели предыдущего года. В этот период наметилось усиление значения внутренних перевозок.
- На фоне снижения значения трубопроводного (на 6%) и железнодорожного транспорта (на 3,8%), повысилось значение автомобильного (выросло с 68% до 71%) причём не только на короткие и средние расстояния, но и на дальние.
- Авиаперевозки упали почти на 68%. Однако, учитывая, что их доля в общем потоке грузоперевозок невысока, на общем показателе это отразилось слабо.
- В связи с началом военных действий на западных границах России с 2022 г. продолжается процесс переориентирования грузопотоков с западного направления на южное и восточное.
Структура транспортного сектора экономики
Транспортная отрасль РФ – это сложный механизм, включающий несколько подсистем:
- железнодорожную;
- автомобильную;
- водную (морскую и речную);
- авиационную;
- трубопроводную.
Каждая из них включает специализированную инфраструктуру с узлами, коридорами, парками транспортных средств, механизмами управления.
Железнодорожный
Наиболее развитый вид транспорта, на долю которого приходится 35% мирового и 85% отечественного грузооборота. 70% пассажиров, следующих на дальние расстояния, используют железные дороги, в пригородном сообщении электричками пользуются около 30% пассажиров. Общая протяжённость железнодорожных линий превышает 212 тыс. километров (третье место в мире после США и Китая). 50% железных дорог электрифицировано: по этому показателю Россия стоит на первом месте в мире.
Ж/Д транспорт имеет ряд преимуществ перед остальными:
- универсальность: по железной дороге можно перевезти любой без исключения груз;
- высокая грузоподъёмность;
- независимость от климатических условий;
- низкая себестоимость;
- возможность доставки грузов и пассажиров на дальние расстояния;
- относительная экологичность по сравнения с другими видами транспорта.
К недостаткам можно отнести:
- высокую изношенность дорог и подвижного состава;
- низкую плотность ж/д сети, а также пропускную способность дорог, особенно в восточных регионах;
- низкую долю высокоскоростных дорог;
- невысокий уровень сервиса при пассажироперевозках.
Крупнейшее отраслевое предприятие – ОАО «РЖД»: ему принадлежит 99% полотна и инфраструктуры. Компания входит в перечень крупнейших в мире.
Автомобильный
Лидирует в перевозках на небольшие расстояния. Общая протяжённость автомобильных дорог составляет 15 млн километров, 70% из них имеют твёрдое покрытие. Однако его качество остаётся низким. Автодорожная сеть лучшего качества сформировалась вокруг крупных городов европейской части страны.
К преимуществам автотранспорта можно отнести:
- высокую маневренность;
- высокую скорость доставки;
- возможность доставки в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера.
Но при этом автотранспорт наносит самый большой вред окружающей среде, отличается высокой аварийностью, себестоимостью и низким грузооборотом. Сектор нуждается в постоянном ремонте и улучшении качества дорожного полотна, а также внедрении новых технологий.
Морской
Это самый дешевый вид транспорта, поскольку позволяет транспортировать огромные по тоннажу грузы на любые расстояния. Тем не менее в России его значение в общей структуре перевозок невелика. Северные пути большую часть года недоступны для навигации, поэтому плотнее всего используются порты Дальнего Востока (через них осуществляется почти 50% всех перевозок), Балтийского и Баренцева (по 15%), а также Чёрного и Азовского морей (23%).
Несмотря на дешевизну транспортных услуг, содержание портовых структур обходится дорого. При этом они постоянно нуждаются в реконструкциях и модернизациях, поскольку должны соответствовать международному уровню. А это требует постоянного внедрения новых технологий. К крупным недостаткам можно отнести сильную зависимость от погодных условий, а также низкую скорость. Однако при необходимости доставлять большие объёмы груза на другие континенты замены морскому транспорту нет.
Воздушный
Это самый скоростной вид транспорта, который в основном используют для транспортировки пассажиров. Однако его доля в общей структуре перевозок самая низкая. Авиаперевозки отличается высокой стоимостью, низкой грузоподъёмностью, сильной зависимостью от погодных условий. Главный плюс заключается в том, что для огромных просторов Крайнего севера и Сибири самолёты и вертолёты остаются единственным видом транспорта, которыми туда можно добраться.
Россия располагает 1200 воздушными гаванями с твёрдым покрытием, авиапарком из 7000 воздушных судов, включая 1000 пассажирских самолётов. В отрасли задействовано 100 авиаперевозчиков, а также около 90 тысяч обслуживающего персонала. Протяжённость внутренний сети авиалиний превышает 600 тыс. километров.
Трубопроводный
Самый молодой, экономичный и перспективный вид транспорта. Специализируется на поставках крупных объёмов ископаемого топлива на тысячи километров по непроходимой местности от источника добычи до потребителя. Протяжённость внутренних линий превышает 285 тыс. километров. Трубопроводы можно прокладывать не только по суше, но и по дну морей и океанов, что упрощает освоение шельфовых ресурсов морей Северного Ледовитого океана.
Трубопроводы начали строить в середине 50-х годов. Они связали нефтегазоносные месторождения с центрами переработки топлива в Европейской части России и государствах Западной Европы. Однако с началом введения санкций часть веток перестала функционировать. Препятствия с транзитом привели к резкому снижению поставок топливных ресурсов в западном направлении и экстренному переориентированию грузопотоков на восток.
Изменения в динамике перевозок под влиянием санкций
Ж/Д
В 2022 г. грузооборот снизился и составил 1,35 млрд тонн, что почти на 4% ниже, чем в предыдущем. Экспортные поставки упали на 15%, отчасти их удалось компенсировать увеличением внутренних поставок в восточном направлении. Снижение коснулось большинства категорий грузов – каменного угля, железной руды, сырья для химической промышленности, зерна, леса. Положительная динамика сохранилась только по транспортировке строительных материалов и импортных товаров. В 2023 г. прошлогодние тенденции сохранялись, однако уже в 2024 г. наметились положительные сдвиги. Выросла доля контейнерных перевозок, а также зерновых (на 43%).
Изменения претерпела и железнодорожная логистика. Она переориентировалась:
- на Дальний Восток;
- в направлении портов Азовского и Черного морей;
- вдоль коридора «Север-Юг».
Отмечается значительный рост пассажиропотока, особенно в восточных направлениях. Это происходит из-за снижения доли авиаперевозок, вызванных западными ограничениями.
Восстановление грузоперевозок сильно тормозится неразвитостью ж/д сети в восточных регионах, куда как раз и перенаправились главные грузопотоки, а также низкой пропускной способностью станций и узлов. Но этот недостаток стал мощным импульсом к модернизации ж/д линий. Так, уже разработана программа по модернизации восточных веток сети с целью увеличения пропускной способности к 2032 г. до 97 млн тонн (в текущем году этот показатель 22 млн т.). Модернизация также ожидает дороги и узлы южного направления. При имеющейся густоте ж/д там уже достигнут предел пропускной способности, поэтому будут строиться новые ветки. Для поддержания и развития РЖД в условиях санкций Правительство выделило 485 млрд рублей.
Автомобильный
Последние 2 года объёмы перевозок показывают стабильный рост: показатели превысили 70%. Самые высокие из них отмечаются в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Приволжском федеральных округах. Т. е тенденция к переориентации логистики с западных направлений на южные и восточные прослеживается и здесь. Значительно выросло количество заявок на направления – Иран, Турция, Армения, Грузия, Средняя Азия. В Приморском крае существенно возросли двусторонние грузопотоки с Китаем. В планах Правительства расширить возможности автомобильного тракта «Север-Юг». Для этого будут созданы новые трассы в обход крупных городов. Также планируется строительство трассы «Таврида» через новые присоединённые территории.
Морской
С начала 2022 г морские перевозки показывают рост. При этом возросла доля каботажного плавания. Грузооборот морских портов вырос незначительно. Только на Балтийском море отмечено снижение, что связано со сложной политической ситуацией и давлением со стороны Западных стран.
Перечень основных видов грузов, транспортируемых морем, не изменился: это уголь, нефть и нефтепродукты, зерно, минеральные удобрения. Объёмы перевозок постоянно растут.
В связи с уходом из России большинства зарубежных компаний, занимающихся контейнерными перевозками, этот сегмент просел на 16%. Ситуация медленно меняется в лучшую сторону за счёт прихода на рынок компаний из восточных стран.
Ограниченность возможностей железных дорог Сибири сильно тормозит развитие морского транспорта Дальнего Востока. Контейнеры, идущие через порты Тихого океана, вынуждены слишком долго ждать очереди на транспортировку по железной дороге.
Пассажироперевозки по Чёрному и Азовскому морям пока не осуществляются.
Воздушный
Снижение грузо- и пассажироперевозок по воздуху за последние 2 года снизился вдвое и достигло уровня двадцатилетней давности. Это связано с нарушением воздушного сообщения с Евросоюзом. Восстановление идёт за счёт роста внутренних перевозок: в туристическом секторе резко возрос спрос на путешествия по внутренним регионам России. Также увеличивается число рейсов в страны Ближнего Востока и Тихоокеанского региона.
Проблемы, прогнозы, тенденции
Коронавирусные ограничения и последовавшее сразу за ними ужесточение санкционного давления сильно отразились на всех сегментах транспортного сектора. В первую очередь пострадала логистика. Недружественные государства:
- запретили полёты в свои страны;
- не пускают российские корабли в свои порты;
- остановили потоки контейнерных грузоперевозок;
- активно препятствуют перевозкам по суше.
Например, единственным стабильным сухопутным маршрутом стал путь через Прибалтику и Беларусь. Пропускные пункты на белорусско-литовской границе сейчас наиболее загружены и не всегда справляются, нередко очереди из фур составляют 200-300 машин.
Снизилась роль мультимодальных перевозок, что также связано с западными ограничениями:
- значительный рост тарифов;
- заторы в портах;
- отказ от сотрудничества крупных контейнерных компаний (Maersk, MSC, CMA CGM).
Освободившуюся нишу контейнерных перевозок постепенно занимают компании из Китая и других азиатских регионов. Это способствует постепенному выравниванию ситуации. Расширяются возможность тихоокеанских портов: строятся новые терминалы, модернизируются старые. Особое внимание уделяют модернизации и техническому переоснащению стыковочной логистики между морским и ж/д сегментами Приморского края.
Согласно прогнозам, спрос на железнодорожные и автомобильные перевозки будет только расти. Ослабление экономических связей с Западом и налаживание с Востоком станет вектором развития транспортной системы. Именно развитию восточных регионов в ближайшее десятилетие будет уделено основное внимание. Пока существенной проблемой для морских перевозок на Дальнем Востоке являются ограничения железнодорожной инфраструктуры, в результате которых грузы надолго задерживаются в портах.
Ещё один вариант ухода от санкций – это развитие Северного морского пути и увеличение парка ледокольных судов. Программа по ускорению освоения северных транспортных путей продлена до 2035 года. Одним из пилотных проектов стал запуск каботажного тракта Мурманск – Камчатка.
Главной проблемой авиации стал дефицит импортных запчастей. Более 30% авиационного парка представлен летательными аппаратами европейского и американского производства. Официально поставки запчастей из этих стран запрещены, однако часть заказов всё же доходит до потребителя через третьи страны. Перед российским автопромом поставлена задача наладить выпуск запчастей, способных заменить импортные. Кроме этого, ведутся переговоры о налаживании сотрудничества между авиастроительными заводами России, Китая и Ирана.
Анализ транспортной системы России показал, что трудности, с которыми она столкнулась в связи с экономическим давлением недружественных государств, оказали сильное негативное воздействие. Однако тенденции к их преодолению уже наметились:
- грузооборот восстанавливается;
- переориентация логистических направлений продвигается;
- ушедших западных партнёров активно заменяют новые восточные;
- форс-мажорные обстоятельства стали импульсом к преодолению проблем в разных сегментах, накопленных за долгие годы.
Получите бесплатную консультацию
Подкаст DV Business
Подкаст DV Business - это погружение в мир технологических компаний, где мы изучаем суть технологий, их функционирование и тех, кто стоит за их созданием