Что такое бизнес-консалтинг и зачем нужны консалтинговые услуги?
Каждый начинающий предприниматель сталкивается со множеством вопросов, решить которые без знаний и опыта нелегко. Чаще всего возникают сложности финансового, налогового, юридического характера. Парадокс заключается в том, что с накоплением опыта проблем меньше не становиться, поскольку вместе с расширением бизнеса возникают новые сложности. Решать проблемы можно двумя путями – учиться на собственных ошибках или привлечь специалистов, занимающихся бизнес-консалтингом. Эксперты помогут не совершить серьёзных ошибок, за которые потом придётся дорого заплатить, увеличить прибыльность бизнеса, сделать его более эффективным, при этом сэкономят заказчику время и здоровье.
Что такое консалтинг и зачем он нужен
Термин произошел от английского слова «советовать». Он отражает суть услуги – предоставление консультаций по насущным вопросам. В консалтинговом агентстве можно получить совет в области руководства, управления кадрами, инвестиций, заключения юридических сделок. Цель консультанта – поиск оптимального решения проблемы, с которой столкнулся заказчик, а также улучшение бизнес-показателей.
Консалт-менеджер поможет:
- решить текущие вопросы;
- разработать стратегию развития предприятия;
- составить бизнес-план или скорректировать существующий;
- найти компании свою нишу на рынке и органично вписаться в неё;
- оптимизировать работу предприятия, предложив инновационные методы управления;
- определить новые рыночные ниши;
- оформить выгодный контракт, подписать договор;
- заключить сложную сделку;
- улучшить управление компанией;
- составить финансовый прогноз;
- снизить расходы фирмы и увеличить доходы.
Консалт-услуги платные, поэтому, разрабатывая финансовый план, для их оплаты лучше заложить отдельную статью.
Виды консалтинга
Единой классификации не существует, но все его виды можно разделить на предметные, методические и по направлению.
По предмету выделяют:
- Управленческий (общий) консалтинг. Цель этого вида консультирования – выявление и устранение факторов, мешающих развитию предприятия. Обычно к нему прибегают, если не могут своими силами определить, почему производство не развивается. Другой случай, когда руководители не видят, как можно полнее реализовать потенциал компании. Общее консультирование исследует вопросы, не связанные с финансовой или производственной сферами.
- Производственный. Здесь исследуются аспекты, затрагивающие выпуск или реализацию продукта: кадры, логистика, техническое оснащение. Цель – повышение производительности.
- Финансовый, направленный на отслеживание денежных потоков, изучение вариантов инвестирования, улучшение денежного оборота.
По методике выделяют:
- Экспериментальный консалтинг, при котором приглашают специалиста для поиска проблем и вариантов решения.
- Процессный – вид консультационной помощи, при которой заказчик и эксперт работают вместе. Они исследуют производственный процесс, выявляют его слабые места, разрабатывают план действий, совместными усилиями устраняют проблему.
- Образовательный. Требуется в случае, когда при переходе на более высокий управленческий уровень, необходимо повысить профессиональные навыки персонала или обучить сотрудников новым методам работы.
По направлениям выделяют консалтинг:
- Общий. В круг исследуемых проблем входят вопросы:
- оценки общего состояния бизнеса;
- повышения эффективности управления;
- стратегического планирования;
- приобретения активов;
- улучшения структуры предприятия.
- Административный. Исследует эффективность работы главного офиса:
- схему управления отделами, службами, процессами, компанией в общем;
- насколько удобно организованы рабочие зоны;
- как производится документооборот.
- Финансовый помогает оптимизировать систему учёта финансовых потоков, выбрать схему развития, при которой увеличатся прибыль и доходы.
- Кадровый. В круг задач этого направления входит:
- обучение персонала менеджменту;
- разработка схем поощрения работников;
- помощь в подборе кадров.
- Маркетинговый. Сюда относится всё, что связано с:
- рекламой;
- ценообразованием;
- исследованием рынка;
- дизайном;
- коммуникаций с общественностью.
- Производственный. Помогает оптимизировать производственные процессы, например, закупки, упаковку, качество, логистику, а также процессы переустройства самого производства, например, его автоматизацию.
- Информационно-технологический. Эксперты этого направления консультируют клиентов по вопросам:
- технической модернизации, а также переоснащения производства;
- цифровизации;
- наладки охранных систем;
- внедрения инновационного софта, улучшающего администрирование, проектирование, мониторинг, информационно-поисковые мероприятия.
- Узкоспециализированный. Иногда бизнесу требуются консультации особого характера, например, экологический или инженерный. Такие виды также существуют, но по отдельности их заказывают редко. Чаще они идут в связке с другими видами, когда фирма начинает масштабный проект по оптимизации или модернизации компании.
Формы консалтинговых услуг
Обратившись в консалтинговое агентство, вы может получить услугу в форме:
- Одноразовой консультации, совета. Обычно такая форма нужна если у клиента есть конкретный вопрос не требующий глубокого изучения.
- Аналитическое исследование. Из названия ясно, что решение проблемы требует изучения цифр данных, разработку гипотез, планов действий.
- Прогнозирование. Применяется для поиска пути развития организации. Эксперт использует разные инструменты и методы, создаёт модели, подбирая таким образом наилучшее решение.
- Аудирование. Это проверка работы каждого звена с целью найти слабые места, ошибки, недостатки и устранить их.
- Сопровождение. Это наиболее объёмная форма помощи. Она включает все виды консалтинга от аналитики до внедрения решений. Второе название этого вида помощи – трекинговое, поскольку заказчик вместе с экспертом вместе преодолевают путь (трек) от первой до последней стадии переустройства компании.
Кто предоставляет консалтинговые услуги
Это могут быть компании, работающие сразу по нескольким направлениям или индивидуальные консультанты – юристы, бухгалтеры, IT-инженеры. Таких консультантов удобнее держать в штате организации или сотрудничать по договору.
Компании делятся на внешние и внутренние. В первом случае это независимые организации, обслуживающие всех, кто к ним обращается. Внутренние, напротив, работают с ограниченным кругом клиентов. Они являются структурным подразделением, обслуживающим только корпорацию или группу, к которой принадлежат.
Внешние компании чаще всего охватывают несколько направлений. Лишь фирмы-гиганты в состоянии проконсультировать на любую тему.
Как подобрать консалтинговую организацию
Рынок бизнес-консалтинговых услуг в Москве и других крупных городах страны представлен десятками крупных и сотнями средних и малых агентств. Несколько советов, размещённых ниже, помогут составить план действий:
- Не обращайтесь в первую попавшуюся организацию.
- Начните с составления списка фирм, которые больше всего подходят для решения ваших проблем.
- Проанализируйте деятельность каждой организации: почитайте отзывы, познакомьтесь с портфолио, на сайте бизнес-консалтинговой агентства обычно размещены фото и резюме сотрудников. Внимательно изучите их, уделяя внимание стажу и опыту работы.
- Договоритесь о консультации, указав в заявке или в разговоре с менеджером свою проблему.
- В беседе с консультантом оценивайте не только его знания, квалификацию, но и уровень вашего комфорта от общения, его умение слушать и вникать в суть. Если чувствуете, что общение некомфортно, не заключайте соглашение о сотрудничестве: пользы от него будут мало.
- Подбирая консультанта, выясните, как он собирается решать вашу задачу, оценивайте также сроки работы, стоимость услуг.
- Сузьте список агентств по бизнес-консалтингу, которые вам подошли по большинству параметров, до 3-4 и уже из них выберите наилучшее.