Что такое бизнес-консалтинг и зачем нужны консалтинговые услуги?

Что такое бизнес-консалтинг и зачем нужны консалтинговые услуги?

Каждый начинающий предприниматель сталкивается со множеством вопросов, решить которые без знаний и опыта нелегко. Чаще всего возникают сложности финансового, налогового, юридического характера. Парадокс заключается в том, что с накоплением опыта проблем меньше не становиться, поскольку вместе с расширением бизнеса возникают новые сложности. Решать проблемы можно двумя путями – учиться на собственных ошибках или привлечь специалистов, занимающихся бизнес-консалтингом. Эксперты помогут не совершить серьёзных ошибок, за которые потом придётся дорого заплатить, увеличить прибыльность бизнеса, сделать его более эффективным, при этом сэкономят заказчику время и здоровье.

Что такое консалтинг и зачем он нужен

Бизнес-консалтинг

Термин произошел от английского слова «советовать». Он отражает суть услуги – предоставление консультаций по насущным вопросам. В консалтинговом агентстве можно получить совет в области руководства, управления кадрами, инвестиций, заключения юридических сделок. Цель консультанта – поиск оптимального решения проблемы, с которой столкнулся заказчик, а также улучшение бизнес-показателей. 

Консалт-менеджер  поможет:

  • решить текущие вопросы;
  • разработать стратегию развития предприятия;
  • составить бизнес-план или скорректировать существующий;
  • найти компании свою нишу на рынке и органично вписаться в неё;
  • оптимизировать работу предприятия, предложив инновационные методы управления;
  • определить новые рыночные ниши;
  • оформить выгодный контракт, подписать договор;
  • заключить сложную сделку;
  • улучшить управление компанией;
  • составить финансовый прогноз;
  • снизить расходы фирмы и увеличить доходы.

Консалт-услуги платные, поэтому, разрабатывая финансовый план, для их оплаты лучше заложить отдельную статью.

Виды консалтинга

Единой классификации не существует, но все его виды можно разделить на предметные, методические и по направлению.

Деловая встреча

По предмету выделяют:

  1. Управленческий (общий) консалтинг. Цель этого вида консультирования – выявление и устранение факторов, мешающих развитию предприятия. Обычно к нему прибегают, если не могут своими силами определить, почему производство не развивается. Другой случай, когда руководители не видят, как можно полнее реализовать потенциал компании. Общее консультирование исследует вопросы, не связанные с финансовой или производственной сферами.
  2. Производственный. Здесь исследуются аспекты, затрагивающие выпуск или реализацию продукта: кадры, логистика, техническое оснащение. Цель – повышение производительности.
  3. Финансовый, направленный на отслеживание денежных потоков, изучение вариантов инвестирования, улучшение денежного оборота.

По методике выделяют:

  1. Экспериментальный консалтинг, при котором приглашают специалиста для поиска проблем и вариантов решения. 
  2. Процессный –  вид консультационной помощи, при которой заказчик и эксперт работают вместе. Они исследуют производственный процесс, выявляют его слабые места, разрабатывают план действий, совместными усилиями устраняют проблему.
  3. Образовательный. Требуется в случае, когда при переходе на более высокий управленческий уровень, необходимо повысить профессиональные навыки персонала или обучить сотрудников новым методам работы.
Услуги консалтинга

По направлениям выделяют консалтинг:

  1. Общий. В круг исследуемых проблем входят вопросы:
  • оценки общего состояния бизнеса;
  • повышения эффективности управления;
  • стратегического планирования;
  • приобретения активов;
  • улучшения структуры предприятия.
  1. Административный. Исследует эффективность работы главного офиса:
  • схему управления отделами, службами, процессами, компанией в общем;
  • насколько удобно организованы рабочие зоны;
  • как производится документооборот.
  1. Финансовый помогает оптимизировать систему учёта финансовых потоков, выбрать схему развития, при которой увеличатся прибыль и доходы.
  1. Кадровый. В круг задач этого направления входит:
  • обучение персонала менеджменту;
  • разработка схем поощрения работников;
  • помощь в подборе кадров.
  1. Маркетинговый. Сюда относится всё, что связано с:
  • рекламой;
  • ценообразованием;
  • исследованием рынка;
  • дизайном;
  • коммуникаций с общественностью.
  1. Производственный. Помогает оптимизировать производственные процессы, например, закупки, упаковку, качество, логистику, а также процессы переустройства самого производства, например, его автоматизацию.
  1. Информационно-технологический. Эксперты этого направления консультируют клиентов по вопросам:
  • технической модернизации, а также переоснащения производства;
  • цифровизации;
  • наладки охранных систем;
  • внедрения инновационного софта, улучшающего администрирование, проектирование, мониторинг, информационно-поисковые мероприятия.
  1. Узкоспециализированный. Иногда бизнесу требуются консультации особого характера, например, экологический или инженерный. Такие виды также существуют, но по отдельности их заказывают редко. Чаще они идут в связке с другими видами, когда фирма начинает масштабный проект по оптимизации или модернизации компании.

Формы консалтинговых услуг

Бизнес-встреча

Обратившись в консалтинговое агентство, вы может получить услугу в форме:

  1. Одноразовой консультации, совета. Обычно такая форма нужна если у клиента есть конкретный вопрос не требующий глубокого изучения.
  2. Аналитическое исследование. Из названия ясно, что решение проблемы требует изучения цифр данных, разработку гипотез, планов действий.
  3. Прогнозирование. Применяется для поиска пути развития организации. Эксперт использует разные инструменты и методы, создаёт модели, подбирая  таким образом наилучшее решение.
  4. Аудирование. Это проверка работы каждого звена с целью найти слабые места, ошибки, недостатки и устранить их.
  5. Сопровождение. Это наиболее объёмная форма помощи. Она включает все виды консалтинга от аналитики до внедрения решений. Второе название этого вида помощи – трекинговое, поскольку заказчик вместе с экспертом вместе преодолевают путь (трек) от первой до последней стадии переустройства компании.

Кто предоставляет консалтинговые услуги

Это могут быть компании, работающие сразу по нескольким направлениям или индивидуальные консультанты – юристы, бухгалтеры, IT-инженеры. Таких консультантов удобнее держать в штате организации или сотрудничать по договору.

Компании делятся на внешние и внутренние. В первом случае это независимые организации, обслуживающие всех, кто к ним обращается. Внутренние, напротив, работают с ограниченным кругом клиентов. Они являются структурным подразделением, обслуживающим только корпорацию или группу, к которой принадлежат.

Деловое рукопожатие

Внешние компании чаще всего охватывают несколько направлений. Лишь фирмы-гиганты в состоянии проконсультировать на любую тему.

Как подобрать консалтинговую организацию

Рынок бизнес-консалтинговых услуг в Москве и других крупных городах страны представлен десятками крупных и сотнями средних и малых агентств. Несколько советов, размещённых ниже, помогут составить план действий:

  1. Не обращайтесь в первую попавшуюся организацию.
  2. Начните с составления списка фирм, которые больше всего подходят для решения ваших проблем.
  3. Проанализируйте деятельность каждой организации: почитайте отзывы, познакомьтесь с портфолио, на сайте бизнес-консалтинговой агентства обычно размещены фото и резюме сотрудников. Внимательно изучите их, уделяя внимание стажу и опыту работы. 
  4. Договоритесь о консультации, указав в заявке или в разговоре с менеджером свою проблему.
  5. В беседе с консультантом оценивайте не только его знания, квалификацию, но и уровень вашего комфорта от общения, его умение слушать и вникать в суть. Если чувствуете, что общение некомфортно, не заключайте соглашение о сотрудничестве: пользы от него будут мало.
  6. Подбирая консультанта, выясните, как он собирается решать вашу задачу, оценивайте также сроки работы, стоимость услуг.
  7. Сузьте список агентств по бизнес-консалтингу, которые вам подошли по большинству параметров, до 3-4 и уже из них выберите наилучшее.

Получите бесплатную консультацию

callback-background

Читать еще

смотреть все
Грядут изменения в налогообложении IT-компаний
13 июня 2024
Грядут изменения в налогообложении IT-компаний
В начале следующего года в действие вступят изменения относительно налогообложения компаний в сфере интернет технологий. Если ранее ставка составляла 3%, то теперь она повышена до...
Что такое маркетинговые исследования и зачем они нужны
13 июня 2024
Что такое маркетинговые исследования и зачем они нужны
В понятие маркетинга можно включить разные направления, например, рекламные кампании, работы по анализу рынка, укреплению репутации компании. Для успешного выстраивания рекламных стратегий также требуется проводить...
Как товару попасть в Реестр промышленной продукции и что это даст
13 июня 2024
Как товару попасть в Реестр промышленной продукции и что это даст
Чтобы дать возможность отечественной промышленности расти и развиваться, был организован Реестр промышленной продукции. Это, своего рода, перечень, в который вносятся продукты, изготовлены на территории страны....