Оптимизация бизнес-процессов для успешного развития компании
Оптимизация бизнес-процесса (Business Process Improvement, BPI) – это его поэтапное перепроектирование с целью улучшения некоторых или всех показателей. Рынок постоянно бросает предпринимателю новые вызовы, требует внедрения инновационных технологий, обновления маркетинговых подходов к управлению. Если их игнорировать, то выдержать конкуренцию и остаться в прибыли будет невозможно.
BPI требуется и большим компаниям, и малому бизнесу. По принципам процедура ничем не отличается, но в крупных фирмах масштабы перемен будут намного больше.
Как понять, что бизнес пора оптимизировать
Время перемен наступает тогда, когда становится очевидным, что что-то идёт не так. Приведём несколько примеров:
- Компания сократила сотрудников, рассчитывая, что повысив зарплату тем, кто остался, она повысит производительность и увеличить прибыль, но на деле этого не произошло.
- Предприятие долго работало стабильно, все процессы были отлажены, но клиенты стали уходить или ещё хуже – переходить к конкурентам.
- Раздутый штат привёл к дублированию функций, эффективность работы снижается, а вместе с ней падают прибыли.
Признаки указывают на то, что пришло время перемен
- Снижение качества продукции или обслуживания, высокий уровень брака неизбежно приведут к:
- снижению количества клиентов;
- появлению негативных отзывов в СМИ;
- падению рейтинга компании.
- Плохая координация между отделами. Например, в пошивочном цехе при несогласованности действий постоянно возникают проблемы с отсутствием нужной фурнитуры. Другой пример: нарушение сроков раскроя или ремонта сломавшейся техники влечёт срыв графика сборки одежды и отгрузки готовой продукции.
- Плохое распределение обязанностей. Ни одно предприятие не будет работать эффективно, если его сотрудники не знают своих обязанностей. В таких коллективах то и дело появляются задачи без исполнителя или менеджеры дублирует действия друг друга, нигде не отмечая проделанную работу, а клиенты не могут добиться нужной информации или получить услугу.
- Медленное принятие решений. Причин может быть множество, например, слишком большое количество согласований, отсутствие управленческой структуры, загруженность руководителей из-за плохого распределения обязанностей.
Каждый из перечисленных признаков тормозит развитие компании и требует немедленной корректировки.
С чего начинать
Установка «потому что все это делают» или «потому что у нас вообще всё не так, как надо» – наиболее распространённая ошибка в начале BPI. Чтобы оптимизация была успешной, необходимо чётко понимать, что именно не так, и, основываясь на этом, сформулировать приоритетные цели и задачи. А чтобы выяснить, что именно в компании идёт не так, потребуется проанализировать деятельность всех сотрудников, подразделений, взаимосвязи, экономическую эффективность фирмы.
Параметры, которые нужно улучшить, должны быть измеряемыми. Иначе в дальнейшем невозможно будет установить, есть ли польза от мероприятий по улучшению. Такими параметрами может быть значение прибыли, скорость поставки сырья или обслуживания клиентов, длительность согласования документов.
Анализ бизнес-процесса
Методов для анализа текущего положения дел много. Наиболее подходящими считаются те, которые позволяют определить эффективность операций, приносящих компании основную прибыль. Наиболее распространёнными методами считаются:
- Бенчмаркинг. Методика основана на сравнении существующей картины с идеальной. За образец можно взять работу фирмы-конкурента или поискать что-нибудь подходящее в смежных отраслях.
- Измерительные. Например, измерение длительности операций внутри производственного цикла покажет, какие из них занимают слишком много времени и как его можно сократить. Другой пример – измерение стоимости каждой операции. С помощью этого приёма легко выявить наиболее затратные операции.
- Анализ показателей эффективности. Этот метод построен на исследовании измеряемых метрик, чтобы выявить наиболее и наименее эффективные и отрегулировать систему.
- «5 почему» – это авторская методика менеджеров японской автомобильной корпорации «Тойота». Принцип заключается в том, что, задавая раз за разом вопрос «почему», можно слой за слоем снимать промежуточные проблемы, пока не будет установлена первопричина.
Целеполагание
Чёткое формирование целей – важное условие успешного переустройства организации. Их должно быть минимум две – промежуточная и стратегическая. Приведём несколько примеров:
Бизнес-приоритет | Стратегическая цель | Промежуточные цели |
Высокая прибыль | Снижение себестоимости, а также операционных издержек | сократить затраты на персонал;снизить административные расходы;снизить сырьевые затраты;минимизировать уровень брака |
Удовлетворённость клиентов | Повышение скорости и качества обслуживания | увеличить скорость обработки заказов;ускорить выдачу заказов;упростить процедуру возврата продукции;повысить точность выполнения манипуляций в логистических центрах;минимизировать количество жалоб |
Мотивация персонала | Снижение текучести кадров | ужесточение требований к подбору кадров;повышение качества корпоративного обучения;улучшение системы премирования |
Принципы BPI
Они общие для всех видов предпринимательской деятельности:
- Алгоритм переустройства должен быть зафиксирован на бумаге.
- Начинают с улучшения отдельных звеньев коммерческой или производственной цепочки, переходя постепенно к более масштабным действиям. Т. е. действовать надо по известной схеме: от простого к сложному, от малого к глобальному.
- Обучение в процессе бизнес-оптимизации – одно из ключевых условий успеха. Сотрудники должны понимать, почему в компании начались изменения, в чём их суть, каковы будут новые обязанности.
- Изменения, приносящие ущерб, должны немедленно отсекаться.
Методы BPI
Одни компании нуждаются в незначительной корректировке функционирования отдельных звеньев, другие требуют масштабного переустройства. К последним обычно относятся предприятия, находящиеся на пороге банкротства. В зависимости от состояния дел выбирается метод переустройства:
- Инжиниринг предполагает проведение незначительных изменений. Например, для увеличения количества покупателей в магазине можно изменить часы работы, чтобы заведение оставалось открытым вечером, когда поток посетителей максимален. В кафе можно дополнительно выставлять столики на улице.
- Реинжиниринг – это глобальная перестройка всего: ремонт и переустройство помещений, полная замена устаревшей техники на новую, автоматизация производства с переобучением персонала, перепроектирование модели управления. Это самый затратный способ обновления производства.
- Создание бережливого производства – это ещё одно ноу-хау от «Тойоты». С его помощью менеджеры корпорации сумели добиться снижения производственных издержек.
- Постоянное улучшение процессов. Это управленческая методика, действующая непрерывно. Руководство регулярно анализирует отзывы клиентов, рассматривает предложения и замечания персонала, проводит совещания, где анализирует текущую ситуацию, вносит изменения. Эффективность метода в том, что он не позволяет развиться условиям, при которых бизнес-показатели начнут снижаться.
- Постоянное улучшение качества. Эта методика перекликается с предыдущей, но с упором на мониторинг качества выпускаемого продукта и непрекращающийся поиск источников его повышения. Контроль вводится на каждом производственном этапе, благодаря чему снижается количество брака.
Разработка плана и шаги по внедрению оптимизации бизнес-процесса
Внедрение изменений начинается с планирования. В обобщённом виде план BPI включает:
- Анализ текущей ситуации и выявление слабых мест.
- Разработку стратегии BPI, постановку главных и промежуточных целей и задач.
- Планирование, т. е. определение конкретных мероприятий для достижения каждой из поставленных целей.
- Внедрение изменений.
- Оценку результатов.
Факторы успеха
Успех переустройства зависит от нескольких факторов:
- Руководство должно осознавать необходимость перемен, активно участвовать в их разработке и внедрении.
- Все действия по переходу на новый уровень должны быть чётко определены и описаны в виде детально разработанного плана. Нельзя перестраивать предприятие от случая к случаю, нужна продуманная поэтапно расписанная система.
- Во главе обновления компании должен стоять лидер, обладающий опытом, нужными знаниями, способный переломить сопротивление сомневающихся. Обычно в этой роли выступает бизнес-аналитик.
- Основные метрики и точки контроля, по которым будет оцениваться результат, определяют на начальном этапе.
- Если задумано глобальное переустройство компании, то управление процессом лучше поручить опытным управленцам. Им проще подобрать правильный метод анализа и оптимизации. В случаях, если решено внести небольшие коррективы в работу, сделать это можно и силами персонала.
- Все изменения надо проводить в сотрудничестве с персоналом. Особенно важно мнение и предложения сотрудников на этапах анализа текущей ситуации и планирования. Сотрудники на местах чаще сталкиваются с проблемами, видят, как можно улучшить ситуацию, могут дать дельные рекомендации. Кроме этого, таким сотрудникам намного проще будет принять саму идею переустройства и активнее включиться в процесс.
Оценка результатов
Результаты можно проанализировать, ответив на три вопроса:
- Удалось ли достичь запланированных целей.
- Сколько было потрачено средств на внедрение проекта.
- Удалось ли добиться устойчивости BPI или их придется постоянно поддерживать.
Ошибки
- Навязывание переустройства «сверху» – самый проигрышный вариант.
- Неправильный выбор цели.
- Игнорирование мнения сотрудников.
- Переустройство только основных рабочих схем – подход изначально ошибочный. Каждая ключевая цепочка состоит из множества мелких звеньев. Невозможно улучшить работу цепи, оставив без изменения её составные части. Кроме этого, корректируя работу мелких звеньев, проще заметить ошибки.
- Плохо разработанный поэтапный план: отсутствие проработанных схем, слишком общие формулировки, непонятно, к чему стремиться и как отследить результат, и т. п.
Советы
- Уделяйте больши внимания сотрудникам:
- разъясняйте цели и задачи;
- прислушивайтесь к мнению персонала;
- чаще советуйтесь с подчинёнными при составлении планов и постановке целей оптимизации;
- поддерживайте инициативы;
- создайте эмоционально позитивную атмосферу;
- проведите обучающие курсы.
- Демонстрируйте достижения. Составьте план с несколькими легко достижимыми результатами, чтобы работники быстро заметили положительную динамику. Например, если через месяц удалось ускорить обработку сырья на 15% – это результат. Так людям проще поверить в успех и активнее включиться в процесс.
Разъясняйте и упрощайте. Если на общем собрании коллектива вы представите алгоритм оптимизации бизнес-процессов, описанный языком специалистов информационных технологий, то вряд ли он кому-то понравится. Его просто никто не поймёт. Идеи надо представлять в доступном для каждого отдела и его сотрудников виде.
Получите бесплатную консультацию
Подкаст DV Business
Подкаст DV Business - это погружение в мир технологических компаний, где мы изучаем суть технологий, их функционирование и тех, кто стоит за их созданием